Сейчас Украина переживает ряд параллельных торгов — торговлю ключевыми должностями в стране, торговлю территориями и в конечном итоге торговлю суверенитетом. Первое проявляется в кулуарных битвах в Раде за должности в правительстве, которые уже отзываются в обществе ироническими анекдотами, а врагу дают повод в очередной раз продемонстрировать Западу — стоит ли связываться с нами вообще.
Второй аспект связан с продвижением через «минский формат» темы выборов на оккупированной территории. Для этого были даже заброшены некоторые посылы в виде в том числе и законопроектов относительно «межобластных территориальных объединений» (МТО) и т.п. Суть их заключается в том, чтобы поставить на оккупированные территории «князьков» для формальной имитации присутствия там украинской власти. В действительности и Кремль, и украинские олигархи только прощупывают почву для уродливой формулы под названием «реинтеграция» для сохранения там де-факто и российского присутствия, и состояний упомянутых «князьков».
Третий аспект автоматически следует из второго и заключается в том, что уход от определения «оккупированные территории» и акцент на «реинтеграции» позволяют агрессору создать опасный прецедент формирования искусственных образований на теле унитарного государства Украина.
Позиция Запада озвучивалась неоднократно, в том числе и устами Франка-Вальтера Штайнмайера с использованием фраз, которые давно набили оскомину, вроде «соблюдения Минских соглашений». Даже на встрече G7 в Хиросиме лидеры западных стран четко дали понять, что требуют от Украины проведения выборов на оккупированной территории, как это записано в Минских соглашениях. Но, с другой стороны, Запад выставлял недавно требования и о неприкосновенности правительства Яценюка, которые не вписались в конъюнктуру интересов наших высокопоставленных чиновников и, соответственно, как видим из последних событий, были проигнорированы.
Теперь вместе с «панамским скандалом», который, в принципе, ничего нового для рядового украинца не открыл, но в который раз доказал Западу страшную украинскую реальность, мы имеем «премьериаду» и ночные переговоры в парламенте. И на Запад, который давит на Украину с выборами на Донбассе, нам обижаться не стоит. Там цель одна — не допустить катастрофы, погасить пламя до уровня тлеющего жара, от которого будет горячо только украинцам, которые так и не научились избирать власть и до сих пор вместо поиска профессионалов цепляются за свои рефлексии, на которых играют популисты.
Беспокоятся ли сейчас те, кто расписывает шахматную доску правительства, о вопрос судьбы Донбасса и Крыма? Можно говорить только о переделе «кормушек», появлению которых способствуют все новые и новые способы «блокады» территорий, которые так и не признаны оккупированными (до сих пор не принят соответствующий Закон).
Однако в нынешней трагедии кроется в конечном итоге и ответ на болезненный и до сих пор точно не раскрытый вопрос, как сдавали Крым и Донбасс ровно два года назад. Тогда так же кое-кто апеллировал к позиции Запада «не провоцировать» и при этом почти неделю делил места в правительстве.
О вопросах переговорного процесса в Минске и возможности проведения выборов на оккупированных территориях по украинскому законодательству «День» побеседовал с участником политической подгруппы, координатором общественной сети ОПОРА Ольгой АЙВАЗОВСКОЙ.
«ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ДИАЛОГА В ОБЩЕСТВЕ, ТО ВЫБОРЫ НА ДОНБАССЕ НИЧЕГО НЕ РЕШАТ»
— Насколько реально и целесообразно вообще проводить выборы на оккупированных территориях, учитывая то, что российские войска оттуда не собираются выходить? Кроме того, существует ли в Украине соответствующая юридическая база?
— Мы должны исходить из того — какова наша цель? Если нашей целью является реинтеграция этих территорий и наших граждан, которые там проживают, то мы должны готовить и законодательную, и безопасностную, и медийную базу для проведения там выборов. Если мы такой реинтеграции не хотим, то мы должны честно заявить, что готовы отмежеваться, и условно они могут проживать по своему законодательству, выдавать свои паспорта, иметь свою валюту и быть не под юрисдикцией Украины. Если же мы говорим о реинтеграции и в то же время не собираемся проводить там выборы, то мы загоняем себя в тупик. Политическая реинтеграция может быть реализована только по окончании определенного легитимного избирательного процесса. Другой вопрос — какие предпосылки должны быть внедрены для этого. Это безопасностный фактор, то есть возможность контроля и обеспечения безопасности проведения выборов и после них; функционирование украинских СМИ, ведь без этого не может быть реализовано свободное волеизъявление; возможность функционирования украинских политических структур с разной позицией и идеологией. Если же мы пойдем путем отмежевания, то это будет означать, что будет создан прецедент отказа от собственной территории, отказа от претензий на возвращение Крыма и возможности повторения таких ситуации на других территориях Украины, которые имеют комплекс своих проблем. Для этого нужен диалог со всем обществом, а не с отдельными группами. И этого в настоящий момент не происходит. Если же такого диалога не будет, то и выборы ничего не решат.
— Вы говорите о реинтеграции или отмежевании. А если поставить вопрос иначе — деоккупация собственных территорий, исходя из необходимости признания их именно оккупированными агрессором и с соответствующими юридическими последствиями претензий к агрессору?
— Насколько мне известно, в Минских соглашениях записан полный отвод иностранных войск с Донбасса. То есть это означает, что официально сторонами, которые подписывали Минские соглашения, признано, что они там есть. Хотя, конечно, в рабочих дискуссиях это может отрицаться, но глобально этот факт признан, и не только украинской стороной. Деоккупация может осуществляться либо дипломатически-политическим путем, либо военным. Для военного нужны совсем иные предпосылки и возможности государства, а также готовность к жертвам.
— Как позиционирует себя РФ в переговорах — как сторона или наблюдатель и советник?
— Исходя из того, что речь идет о Трехсторонней контактной группе, то РФ является одной из сторон. Украина, РФ и Европа. Представители самопровозглашенных республик не являются официальной стороной переговоров. Они принимают участие в диалоге на уровне подгрупп.
«ВОПРОС ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РАСФОКУСИРОВАН ПО РАЗНЫМ ВЕДОМСТВАМ, ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПОКА НЕ ВЫСТРАИВАЕТСЯ»
— Изучаются ли настроения населения на оккупированной территории украинской стороной?
— Украинская сторона не имеет в настоящий момент доступа к оккупированным территориям в тех масштабах, которые были бы необходимы для соответствующих выводов и анализа. И это проблема, поскольку на переговорах, в сущности, выразителями настроений на Донбассе являются представители «ЛНР» и «ДНР», которые захватили военным путем эти территории.
— Сейчас украинская официальная власть переживает кризис. Это как-то отражается на переговорах в Минске, и не использует ли РФ проблемы в украинских верхах?
— Обычно и РФ, и представители «ЛНР» и «ДНР» используют все особенности украинской политической среды и негативные стороны в свою пользу в том числе и для лишних аргументов. Когда, например, речь идет о возвращении украинских партий на эти территории, то противоположной стороной приводится пример не очень качественного национального диалога в Киеве между политическими игроками и отдельными группами интересов. Когда речь идет о том, что ЦИК должна быть высшим органом, который администрирует избирательный процесс, то напоминается украинской стороне, что у отдельных членов ЦИК срок полномочий давно закончился. То есть ставится под сомнение полная легитимность этого органа и возможность его зависимости. То есть мы должны понимать, что любые неконструктивные политические процессы или не достаточно качественная законодательная база используются в качестве аргументов против государства Украина в этом диалоге. Это значит, что Украина такие вещи должна не замалчивать, а решать для того, чтобы нивелировать возможность появления у РФ контраргументов на переговорах. В приведенном примере надо наконец переизбрать ЦИК.
— Учитывая недавнюю встречу «Большой семерки» в Хиросиме с соответствующими резюме о выборах на Донбассе и заявления Штайнмайера, по вашему мнению, Запад нам советует провести эти выборы или уже требует?
— Переговорный процесс не может быть вечным. Когда нет прогресса в определенных вопросах, и не только со стороны Украины, то обычно западные представители как сторона переговоров в Минске или как консультанты демонстрируют напряженность, особенно в контексте того, что во многих странах ЕС осенью будут выборы. Это также подталкивает западных политиков к использованию украинского контекста в качестве успеха или неуспеха в зависимости от их лагерей.
— Планируется ли координация с будущим министром по оккупированным территориям и АТО?
— «Коалициада» и «премьериада» длятся довольно долго, поэтому в Минске вопрос упомянутой должности в правительстве не обсуждался. Хотя, конечно, такой контакт должен быть. Вообще, учитывая приоритеты государства, нужна отдельная личность или институт, который бы отвечал за эти вопросы. Сейчас вопрос оккупированных территорий и АТО расфокусирован по разным ведомствам, а общая стратегия пока не выстроена. Поэтому такая должность в правительстве нужна, но, опять же, все будет зависеть еще и от персоны и ее кадров.