В то время, когда вся страна с нетерпением следила за перипетиями премьериады, глава парламентского комитета промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк публично высказал «крамольную» мысль: «Вопрос создания Экспортно-кредитного агентства сегодня даже более актуален, чем смена чиновников в украинском правительстве».
И действительно, новые вывески в коридорах на Грушевского еще не гарантирует, что Украина, благодаря этому, сможет жить лучше. Но мировой опыт поддержки внешней торговли государственными экспортно-кредитными учреждениями убедительно показывает, что их деятельность, как правило, обеспечивает предприятиям возможность выхода на международные рынки, а стране — рост ВВП, улучшение баланса внешней торговли товарами и услугами, а следовательно положительно влияет на курс национальной валюты, сдерживает инфляцию...
На протяжении ряда лет украинский экспорт падает, как в количественном, так и в качественном аспекте, говорит народный депутат. В 2010 году 54% нашего экспорта приходилось на сырьевые товары — зерно, руду, металл и металлолом. А сегодня — 62%. «Создание Экспортно-кредитного агентства позволит изменить эту позорную картину, которая, по сути, означает деиндустриализацию и ослабление национальной экономики», — уверен глава комитета.
Он подчеркивает, что сегодняшняя ситуация во внешней торговле является угрозой не только для украинской промышленности и экономики, но и для всего украинского общества и национальной безопасности страны. И приводит примеры. По его словам, в Германии и Канаде экспортно-кредитные агентства обеспечивают больше 17—18% дополнительного экспорта. В частности в Канаде благодаря агентству в 2013 году получено плюс $62 миллиарда.
Галасюк рассказывает о работе, которую, в соответствии с законопроектом, предстоит проводить агентству. Оно будет страховать экспортные операции и частично компенсировать процентные кредиты по ним, а также гарантировать инвестиции. Но работать оно будет исключительно на отрасли, экспортирующие товары и услуги с большой добавленной стоимостью, и не станет поддерживать сырьевой экспорт, уверяет один из авторов законопроекта.
Виктор ГАЛАСЮК: Вопрос создания Экспортно-кредитного агентства сегодня даже более актуален, чем смена чиновников в украинском правительстве. Сегодняшняя ситуация во внешней торговле является угрозой не только для украинской промышленности и экономики, но и для всего украинского общества и национальной безопасности страны. Создание агентства позволит изменить эту позорную картину, которая, по сути, означает деиндустриализацию и ослабление национальной экономики
Его полностью поддерживает глава парламентского комитета по финансам и банковской деятельности Сергей Рыбалка. Он отмечает, что при создании Кредитно-экспортного агентства Украине необходимо двигаться как можно быстрее, иначе сползание страны в бедность будет продолжено. «Украина не имеет права терять время», — настаивает парламентарий. По его словам, средства для создания и деятельности агентства в стране есть.
Народный депутат Олег Кришин обращает внимание на то, что сегодня такое конкурентное преимущество, как цена экспортных товаров работает далеко не всегда. Европейский, как и любой другой покупатель, требует еще и государственных гарантий для экспортных операций, поставки всего оборудования под ключ, а также наличия системы гарантийного обслуживания в своей стране.
«Евросоюз подписал с Ираном экспортные контракты на 40 миллиардов евро, — говорит народный депутат Леонид Козаченко, — Украина вполне могла бы иметь контракты с этой страной на 20 миллиардов долларов». Он отмечает, что условий для этого сегодня, к сожалению, нет, а есть много преград. Козаченко предлагает, чтобы одновременно с принятием законопроекта об агентстве были продуманы и приняты меры, улучшающие работу банковского сектора, направленную на поддержку украинского экспорта.
Вспоминая историю попыток создания Кредитно-экспортного агентства в Украине, экс-заместитель главы Минэкономразвития и торговли Анатолий Максюта отметил, что этому всегда мешали две проблемы: где взять деньги и как избежать коррупции. Теперь вопрос коррупции практически решен, говорит он. Осталось изыскать деньги.
Максюту дополняет директор Института Александра Поля Владимир Панченко. По его мнению, источником финансирования экспорта Украины могла бы стать прибыль Нацбанка, которая обычно направляется в распоряжение правительства. В 2014 году это были 4 миллиарда гривен, в 2015-м — 60 миллиардов. Панченко опасается, что другие какие-то ресурсы даже в 2017 году для финансирования Кредитно-экспортного агентства найти будет сложно. Он обращает внимание на то, что в дискуссии по агентству не принимают участия представители Минэкономразвития и предполагает, что власть снова может придумывать какие-то «отмазки», чтобы не финансировать агентство.
Старший советник главы «Укрэксимбанка» Борис Соболев рассказывает, что с 1 августа 2017 года, все посткоммунистические формы поддержки бизнеса, деньги от которых чаще всего разворовываются, будут запрещены. Экспортерам придется рассчитывать только на кредиты. При этом, напоминает Соболев, никто не отменяет залогов, которые должны быть первоклассными. И в этом случае банки найдут средства для предоставления кредитов.
Слово получили и потенциальные экспортеры. «Агентство даст стране первые реальные результаты лишь после того, как будут сняты другие ограничивающие экспорт факторы, — говорит председатель наблюдательного совета компании «Гидросила Групп» Павел Штутман, — Первый из них — не возмещение НДС. Большего кошмара для бизнеса сегодня нет». За нарушение соответствующего порядка Штутман предлагает ввести уголовную ответственность.
Еще один такой фактор — лицензирование инвестиций. Для экспорта в Европу, разъясняет бизнесмен, там нужно создать свое представительство, а затем и предприятие со складом. «Но получить лицензию Нацбанка на создание представительства и предприятия за рубежом практически невозможно, — говорит Штутман, — а как без этого экспортировать? Можно использовать обходные пути и злополучные оффшорные схемы, но как в этом случае нашим работникам получить долгосрочную визу?»
Директор по финансам и экономике госпредприятия «Антонов» Виктор Оноприенко отмечает, что поддержка экспорта должна предусматривать средства не только на изготовление каких-то товаров, но и на перевооружение производства. Он рассказывает о суммах, которые вкладывали в 2012 году различные государства в поддержку экспортеров. Китай — $45 миллиардов, США — больше $30 миллиардов, Германия — $13 миллиардов.
По его словам, экспорт невозможен и без страхового покрытия. США выделяли на это $73,5 миллиона, Германия — $66 миллионов, Великобритания — $50 миллионов в год. В результате в этих странах рост экспорта, по данным Мирового банка, превышает вложения в 2,3 раза, а с учетом мультипликационного эффекта — в 6,3 раза, информирует авиастроитель и добавляет, что Россия на 2016 год заложила на поддержку экспорта миллиард долларов, и все ее самолеты-конкуренты украинских АНов продавались благодаря ей.