Родившись в Хорватии, в еврейской семье, в 1932 году, он не только прошел все круги ада, уготованные человечеству и этой многострадальной нации фашизмом, не только потерял всю семью, погибшую в молохе тех ужасных уничтожений, а сам, клейменный Освенцимом, прошел еще один лагерь смерти Берген-Бельзен и... выжил. Выжил, чтобы стать в первых рядах самих успешных и почитаемых продюссеров Голливуда. В его портфолио — множество фильмов и два «Оскара»: за «Список Шиндлера» (который в прошлом году он подарил «Яд Вашему») и «Гладиатор».
Вернувшись на родину, господин Лустиг ни секунды не сидит без дела. (Кстати, его дочь вернулась вместе с ним, работает на госслужбе, и сделала себе тату — лагерный номер отца). Его гражданская и человеческая позиция, несмотря на нездоровье, очень активна. И Фестиваль толерантности — не единственное занятие, хотя и отнимает много времени и сил. Ведь он проходит не только в Загребе, но и во всех соседних странах, как «эхо фестиваля». Без почетных гостей, но с показом фильмов и лекциями самого Бранко. Он не устает убеждать зрителей в том, что помнить Холокост — их святая обязанность, дабы никогда человечество не повторяло своих чудовищных поступков. И чтобы помнили погибших!
Бранко Лустиг постоянно расширяет горизонты интересов фестиваля. В этом году, впервые в программе была лекция об украинском кино, для чтения которой он пригласил меня. Честно говоря, не ожидала такой заинтересованности — после 90-минутной лекции зал, полный зрителями (включая самого Бранко, которому интересно все), еще столько же времени задавал вопросы. На будущий год договорились с устроителями сделать специальную программу украинского кино. А легендарный продюсер нашел время среди фестивальной круговерти ответить на несколько вопросов, специально для читателей «Дня».
— Сегодня этот фестиваль очень много значит для Хорватии, для всей Европы, особенно учитывая обстоятельства, в которых все мы живем. Что для вас главное в нем?
— С тех пор, как вернулся из Америки на родину, и мы начали делать этот фестиваль, у него была одна единственная цель — то, что происходило (имею в виду Холокост и войну), никогда больше не должно повториться. Счастлив, что с каждым годом наш месседж завоевывает все больше умов и сердец. В программе фестиваля у меня была лекция, где я рассказывал о Холокосте, и (это меня невероятно одушевило), вся аудитория ответила в один голос: «Это никогда не должно больше повториться». Что крайне важно — в зале было в большинстве новое поколение зрителей. Значит, недаром Фестиваль толерантности работал 10 лет подряд.
— Тот ужасный опыт, который вы вынесли из собственного детства, наверное, остался на всю жизнь. При этом, вы нашли в себе силы не просто жить, оставшись человеком, а стать яркой творческой личностью. В своей жизни сумели совместить почти не сочетаемые вещи — начинали как актер, в основе творчества которого лежит детская непосредственность, открытое восприятие жизни. А потом стали продюсером. Эта профессия требует четкости, рационального подхода, даже жесткости. Как и почему произошла с вами эта метаморфоза? И ведь вы больше не возвращали к актерству, разве что «играли» иногда в кино самого себя?
— Это вопрос креативности, с одной стороны, с другой — как владеть своей судьбой. Решил еще тогда, когда был в том самом проклятом концлагере, — коль выживу, не судьба будет владеть мной, а я буду управлять ею. И я это запомнил еще потому, что — такой пример страшный, при мне повесили семь человек (они были евреями), и они сказали, (теперь уверен — завещали!): «Расскажи всем, что с нами произошло!»
— Несмотря на то, что вами было сделано много фильмов в Голливуде и три из них награждены «Оскаром», для меня, во всяком случае, основной работой вашей жизни был «Список Шиндлера», потому что он говорил о самом главном в этой жизни для вас.
— Да...
— Каким образом нашли этот сценарий, эту тему, договорились с режиссером. Как это было?
— Началось с того, что мне дали почитать сценарий, который сразил, подчинил себе сразу. После этого мне позвонил Стивен Спилберг, сказав, что у него есть 10–15 минут: «Давай поговорим, что ты об этом сценарии думаешь?» Мы с ним проговорили два часа, в окончание разговора он поцеловал номер, выжженный на моей руке. А я лишь ему рассказывал о своем концлагерном опыте. И он сказал: ты мой человек, твой долг — быть продюсером этого фильма.
— Почему после такого ошеломляющего успеха ваших картин, когда вы возглавили первый ряд продюсеров Голливуда, принимаете решение все оставить и вернуться на родину?
— Годы... (вздыхает, улыбаясь).
— Годы? Но я знаю, читала об этом, что, кроме фестиваля, несмотря на болезнь, у вас есть творческие планы. А именно?
— Это зависит от того, сколько часов в день должен буду работать. Силы, к сожалению, уже не те.
— И последний вопрос по поводу творческого проекта, который, я верю, должен быть воплощен. Какой литературный рассказ, сценарий (или вы можете уже назвать автора), лежит в основе будущего фильма?
— Хотел бы сделать еще один фильм и, конечно, главная его тема — Холокост. Не вижу себя в каком-то другом проекте.
— Вы ведь работали не только в кино, но и для телевидения?
— Я сделал сериал о проблеме, меня волнующей, для американского телевидения. Тема хорошо вам известная — Бабий Яр.
А в Украине уже несколько лет на эту тему собирается снимать Сергей Лозница. Думаю, это может быть вам тоже интересно. Он режиссер прекрасный, известный своими фильмами, лауреат Канн и многих других фестивалей. Начинал с документального кино, и сейчас часто к нему обращается. Поэтому — здоровья вам и welcome to Kiev!