Михаил Чайковский (известный также под именем Садыка-Паши) (1804—1886) — чрезвычайно колоритная фигура, политический и военный деятель. Он сумел «наследить» в истории многих народов — Польши, России, Сербии, Болгарии, Румынии, Турции.
Жизнь Чайковского — блестящий авантюрный роман. Он принимал участие в разных заговорах (например, считается, что этот деятель принадлежал к инициаторам государственного переворота в Сербии в 1842 г.). Возможно, также готовил восстание в Украине, на Кубани. Ему даже приписывают известную «Книгу бытия украинского народа», специальное воззвание к кубанским казакам. Чайковский находился на службе у разных политических хозяев, дважды менял конфессиональную принадлежность. В его жизни было немало женщин, некоторые из них загадочно исчезали. Он дожил до очень почтенного возраста, мог бы и дальше жить, но эффектно покончил жизнь самоубийством, застрелив себя.
Чайковский родился в полонизированной украинской семье, в которой продолжали жить казацкие традиции. По линии отца его предком был вроде бы казак Чайка, находившийся в Запорожской Сечи. Хотя это могла быть просто красивая семейная легенда. По линии матери он происходил из гетманского рода Брюховецких. Правда, по этой же материнской линии у него прадедом был выкрещенный в православие еврей. Отсюда, похоже, интерес Чайковского к еврейству, которое просматривается в его произведениях.
Родился Чайковский недалеко от Бердичева, на Волыни. Здесь же, в Волынском крае, прошли его детские и юношеские годы. Поскольку отец Чайковского умер рано, то мальчика воспитывал его дядя Михаил Глембоцкий. Последний воевал на стороне Наполеона, даже в бою на Березине спас французского императора от плена, отдав ему своего коня. В своем имении Глембоцкий содержал «казацкое войско» в количестве около двухсот человек.
В 1825 г. молодой Чайковский направился в Варшаву, где познакомился с Адамом Чарторийским, будущим лидером польской политической эмиграции, поэтами Юлиушем Словацким и Адамом Мицкевичем, великим князем Константином Павловичем Романовым — наместником Польши. В 1826 г. последний представил Чайковского своему брату, императору Николаю І, который предложил молодому волынскому шляхтичу должность при дворе и чин камер-юнкера. Однако тот отказался, поскольку против этого был его дядя-опекун, который придерживался откровенно антироссийских взглядов.
Чайковский принимал активное участие в польском Ноябрьском восстании 1830—1831 гг. Распустил крепостных, создал добровольные казацкие отряды и влился в повстанческое войско. После подавления восстания эмигрировал во Францию. Его имение было конфисковано, а самого Чайковского объявили в Российской империи персоной нон грата.
КАРТИНА ЯНА МАТЕЙКО «КАЗАК ВЕРНИГОРА», СОЗДАННАЯ ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ ОТ ПОВЕСТИ МИХАИЛА ЧАЙКОВСКОГО. ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ОСТАВИЛ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ СЛЕД В ИСТОРИИ НЕСКОЛЬКИХ СЛАВЯНСКИХ СТРАН — ПОЛЬШИ, УКРАИНЫ, БОЛГАРИИ, СЕРБИИ / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ ОБЛОЖКИ КНИГИ ИЗ БИБЛИОТЕКИ ГАЗЕТЫ «День»
Во Франции Чайковский становится одним из активных деятелей польской политической эмиграции. Сотрудничает с Адамом Чарторийским, который фактически возглавлял польское эмиграционное правительство. Параллельно с политической деятельностью Чайковский начинает заниматься литературным трудом. В 1837 г. вышла в свет первая художественная книга Чайковского на польском языке «Казацкие повести». В течение 1837 — 1841 гг. вышло из печати в Париже, Лейпциге, Познани более тридцати произведений писателя. Это, в частности, повести и рассказы «Вернигора» (1838), «Кирджали» (1839), «Стефан Чарнецкий», «Анна», «Гавенды» (1840), «Кошовата», «Украинки», «Овручанин», «Гетман Украины» (1841). В этих произведениях, пользовавшихся заметной популярностью в польской среде, а также известных в Украине, немало внимания уделялось казачеству. Достаточно резонансной стала повесть «Вернигора», где писатель рассказывал о временах гайдаматчины. Центральной фигурой повести является пророк Вернигора — польско-украинский переговорщик. Повесть «Гетман Украины» рассказывает о такой фигуре, как Иван Выговский, который пошел на сближение с поляками и заключил с ними Гадячский договор.
Украинское казачество, которое было представлено во многих вышеупомянутых произведениях Чайковского, представлялось в традиционном для того времени романтичном духе. Писатель создал свой авантюрный мир казачества, наделяя его репрезентантов наилучшими чертами.
Выполняя указания Адама Чарторийского, Чайковский в 40-х гг. ХІХ в. разворачивает свою деятельность на Балканах. Его задачей было ослабить влияние России в этом регионе. Не исключена причастность Чайковского к государственному перевороту в Сербии в 1842 г., после которого руководство этой страны отказалось от пророссийской ориентации. Пребывая на Балканах, Чайковский жил на болгарских землях, которые находились в составе Османской империи. На территории Болгарии он учреждает «польские» колонии, в которых было немало полонизированный украинцев. Есть сведения, что в 1848 г. Чайковский готовил восстание против турок, надеясь сделать Болгарию независимой. Однако эти планы реализовать не удалось.
Чтобы отвернуть от себя подозрения, Чайковский 18 декабря 1850 г. принимает ислам и берет себе имя Садыка-Паши. Тогда же начинает переговоры с турками о формировании казацких отрядов («казак алай»). В условиях обострения российско-турецких отношений это было как раз актуально.
Чайковский мечтал воскресить давнюю Сечь. Свободная Украина для него была не локальной проблемой, а важной идеей для всей Европы. Он даже готов был рассматривать возрожденное казачество как силу, которая спасет Европу. Здесь поневоле напрашиваются определенные параллели с «Книгой бытия украинского народа», ведь в ней Украина тоже предстает как спасительница Европы. Чайковский проработал собственный вариант идеи политического славянофильства, допуская возможность славяно-турецкого сосуществования — добровольного объединения славянского мира под эгидой турецкого султана.
20 октября 1853 г. был создан «Полк казаков оттоманских», который впоследствии переформатировали в дивизию, а еще позже — в корпус. В состав этой военной формации входили не только украинцы (потомки прежних казаков, которые остались жить в Турции), но и представители других народов, среди которых было немало болгар. 23 января в 1854 г. оттоманские казаки принесли присягу. Они получили гетманское знамя, которое когда-то якобы принадлежало Петру Дорошенко, а Чайковский (Садык-Паша) получил от султана титул «Мириан-паша» (кошевой атаман). «Корпус казаков оттоманских» просуществовал в разных вариантах до 70-х годов ХІХ в. Таким образом, Чайковскому удалось не только возродить, но и реализовать казацкую идею. Другое дело, что эта реализация выглядела «странно» и многими людьми, которые стояли на казакофильских позициях, не воспринималась.
Наиболее активно «Корпус казаков оттоманских» проявил себя в 1854 г. при снятии осады Силистры и взятии Бухареста. Чайковский надеялся со своим казацким войском перейти реку Прут и развернуть деятельность на украинских землях. Однако турецкая власть, испытав давление со стороны Австрии, не позволила ему это сделать. После этого Чайковский планировал, что организованные им казаки осядут на границе с Болгарией, в Добрудже, а этот регион станет центром политической антироссийской эмиграции. И что именно отсюда начнется освободительный поход на украинские земли.
Во время Крымской войны в 1855 году к Чайковскому в Стамбул прибыл выдающийся польский поэт-романтик Адам Мицкевич. Он надеялся принять участие в войне против России. Но внезапно умер — считается, что от холеры. И умер именно в доме Чайковского.
Невзирая на бурную деятельность на Балканах и на территориях Османской империи, Чайковский не прекращал литературных трудов. И дальше в его произведениях немало внимания уделялось казацкой тематике. В 1857 г. увидело свет его произведение «Казачество в Турции». Он также написал ряд повестей о «турецких» казаках. Но, к сожалению, они не сохранились. Появляются у Чайковского произведения и на балканскую тематику. Среди них стоит назвать работы «Болгария», которая появилась в 1871 г., а также «Босния». Последнее произведение, правда, так и не было опубликовано.
В 1856 г. закончилась т. н. Крымская война. Надежды на освобождение Украины от России можно было оставить — по крайней мере, на ближайшие времена. Это, а также некоторые другие факторы, в том числе личного характера, привели к тому, что Чайковский резко меняет политическую ориентацию. Идет на сотрудничество с теми, с кем все время боролся, — российским самодержавием. 28 августа 1872 г. царь Александр ІІ официально амнистировал Чайковского. Последний принимает православие и селится в Украине. Живет в Киеве, где занимается журналистикой, пишет новые произведения и воспоминания. Покупает небольшое имение в селе Бирки Черниговской губернии, куда со временем переселяется. От последней жены-гречанки Ирины Теоскало у Чайковского рождается дочка. Сам царь Александр ІІ становится ее крестным отцом.
Однако последние годы жизни писателя не были счастливыми. Молодая жена изменила ему. Умирает его верный спутник Адам Морозович. Не выдержав всего этого, Чайковский заканчивает жизнь самоубийством, застрелившись.
Такой трагический (но далеко не героический) конец жизни Чайковского будто продемонстрировал тщетность его планов. Возобновление казацкой Украины оказалось иллюзией. Слепить из прежних казацких «обломков» Украину не удавалось. Этому не способствовали ни внутренние, ни внешние факторы. Потомки казаков в середине ХІХ в. оказались дезорганизованными и дезориентированными. А политическая ситуация в Европе стабилизировалась. Поэтому не было смысла надеяться на то, что кто-то из больших политических игроков на европейской арене заинтересуется «проектом Украина». Единственная сфера, где могла продолжить свою жизнь казацкая Украина, это сфера литературы и искусства. И то, что в этой сфере «казачество ожило», была достаточно большая заслуга Чайковского.