Если читать российскую прессу, высказывания дипломатов, депутатов Государственной думы и чиновников высокого ранга, то большего горя в международной жизни для большой страны, чем подписание в Брюсселе протокола о вступлении Черногории в НАТО нет. Даже возможное резкое падение цен на нефть с ним не сравнится.
Что же так возбудило властную Москву. Небольшая балканская страна — 155-е место в мире по территории, 165-е — по населению — относительно далеко находится от России, вступает в Альянс. Албания также вступала и никого в Кремле это не волновало.
В военном отношении НАТО от вступления Черногории ничего не выигрывает. Армия исключительно добровольная численностью 3,5 тыс. человек, все танки Т-55 утилизировали, один оставили для музея. Военно-морской флот состоит из двух ракетных фрегатов, которые переоборудуют в патрульные корабли, двух ракетных катеров, двух баркасов, двух буксиров и даже одной моторной лодки. ВВС состоит только из вертолетов. Что и говорить, сила несметная и настолько угрожающая государству российскому, что Москва готова развернуть две дивизии в Западном округе и одну в Южном. Было бы смешно, если бы не было так грустно.
Уже довольно давно пророссийская агентура в Черногории пытается помешать вступлению в Альянс. Инструментом для этого избран так называемый референдум. До определенного времени в Москве лелеяли надежду, что просербские и, соответственно, антинатовские настроения будут превалировать. Действительно, среди населения Черногории многие ностальгируют по союзу с Сербией.
В качестве антинатовской деятельности осенью прошлого года в столице Подгорице собирались шумные митинги, происходили столкновения с полицией. За всем этим с нескрываемым злорадством наблюдали из Москвы, ездили думские депутаты, уговаривали, при случае угрожали разрывом братских связей, запретам гражданам России приобретать недвижимость в Черногории, ездить на курорты и прочими контрсанкциями.
В ответ правительство в Подгорице увеличило до 90 дней право без визы пребывать в стране и упростило приобретение собственности.
Первый удар по антинатовскому движению в Черногории нанесли в братской Сербии. На парламентских выборах безоговорочно победили сторонники вступления в Евросоюз. Все прекрасно понимают, что следующим шагом Белграда станет заявка на вступление в НАТО.
Все опросы в Черногории показывают постоянное возрастание сторонников вступления в Альянс. Скоро состоятся парламентские выборы, они и будут своего рода референдумом. У партий антинатовской направленности есть возможность получить большинство. Вся проблема Москвы в том, что ничего подобного не произойдет. Скорее всего, новый черногорский парламент будет еще более прозападным.
Что же так беспокоит Москву, если о военном аспекте по большому счету говорить не приходится.
Первый фактор чисто психологический. Православная страна, связанная давними историческими связями с Россией окончательно ушла на Запад. Можно вспомнить знаменитую фразу русского царя Александра III, который поднял тост: «Пью за здоровье моего единственного друга, короля Черногории, а иных друзей у России пока что нет». Они и не появились. Как говорил известный киногерой, обидно, понимаешь.
Во-вторых. На Балканском полуострове частично или полностью расположено 12 государств плюс не всеми признанное Косово. Из них 9 уже являются членами НАТО. При этом Босния и Герцеговина и Македония публично поставили целью вступление в Альянс. Вроде бы дружественная Сербия оказывается практически окруженной натовскими странами. Руководство этой страны в последнее время активно расширяет связи с Альянсом. Не очень трудно прогнозировать дальнейшее направление политики Белграда. Таким образом, Россия оказывается практически вытесненной из стратегически важного региона Европы, через который так или иначе Газпром планирует поставлять газ в Европу.
В-третьих. Несмотря на все предостережения и даже угрозы из Кремля процесс расширения блока продолжается. По словам постоянного представителя США в НАТО Дугласа Люта, «Это важный импульс для Македонии, а также Боснии и Герцеговины. Мы даем понять, что дверь открыта».
Отсюда следует, что когда дойдет до реального приема в блок Грузии, Украины и Молдовы возражения Москвы не будут учитываться. Проблемы лежат не в противодействии Белокаменной, а во внутреннем реформировании трех последних стран, в том числе и в сфере преобразования их армий по стандартам Альянса. В Москве это воспринимают как снижение своей политической роли не только в Европе, но и во всем мире. И в это в определенном смысле соответствует действительности. Нельзя заставить соседей считаться с твоими интересами, если ты сам с их интересами пренебрегаешь. Более того, ведешь себя как международный гангстер и превращаешь в ничего не значащие бумажки подписанные договоры.
В-четвертых. Сближение и последующее вступление Грузии в Альянс существенно изменяет политическую конфигурацию на Южном Кавказе. Начиная с обострения противоречий четвертых вокруг Абхазии и Южной Осетии. Еще более беспокоит Москву ситуация вокруг Армении. Как пишет «Газета.Ру»: «В случае вступления Грузии в НАТО у Армении, которая сейчас является союзником России, тоже может появиться альтернатива. Это может изменить расклад сил».
В Москве с очевидной тревогой наблюдают за усилением военного сотрудничества Грузии, Азербайджана и Турции. Их совместные военные учения с участием американских подразделений весьма показательны. В таких условиях Армения все более изолируется от России, что обязательно отразится на политике Еревана. После последнего военного обострения вокруг Нагорного Карабаха в армянской столице многие задумались над тем, насколько надежным союзником является Россия.
В-пятых. Угрозы России наказать Черногорию за вступление в НАТО оказываются не более чем эфемерными. Как пишет «Лента.Ру», на эту страну приходится 11% всех проданных на июнь авиабилетов. Для сравнения количество бронированных номеров в крымских отелях снизилось к началу сезона на 20%.
Похоже, что фантомные боли российских политиков в отношении вступления Черногории в НАТО простых граждан не очень волнуют и не пугают.
Караван расширения Альянса продолжает свой путь, несмотря на московские крики и шум.