Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило для Украины долгосрочный рейтинг эмитента в иностранной и национальной валютах на уровне «CCC» — вероятный дефолт. Но действительно ли возможен дефолт Украины в ближайшей перспективе?
Де-факто дефолт по внешним обязательствам Украины уже состоялся во время принятия решения по их реструктуризации, которая была проведена осенью прошлого года по согласию с кредиторами. Для Украины это закончилось по договоренности со Специальным комитетом кредиторов списанием 20%, или 3,6 млрд долл. США основной суммы долга, а также отсрочкой платежей по погашению долга на четыре года (с 2015—2023 годов на 2019—2027 годы), за что Украина должна была бы уплатить около 15 млрд долл. США.
Второй раз де-факто дефолт имел место во время принятия решения по отказу от уплаты 3 млрд долл. США долга России по еврооблигациям, полученным в 2013 году.
Вместе с тем, де-юре, учитывая своевременно юридически проведенные процедуры по переоформлению долговых обязательств страны, дефолта Украины не было. Однако сегодня уже всем очевидна недостаточность осуществленных шагов по списанию и реструктуризации долгов для реального усиления «иммунитета от дефолта». И именно об этом говорится в заявлении Fitch Ratings. На это и должна быть направлена политика государства.
Сейчас мы словно попали в «заколдованный круг»: реформы — приток мирового капитала (международной финансовой помощи) — реформы. Поэтому на сегодняшний день довольно важна скорость принятия решений, которые будут способствовать экономическому росту и повышению уровня жизни населения.
Итоги I квартала свидетельствуют об очередной «пробуксовке» реформ. После 2-х предыдущих кварталов роста ВВП, в первом квартале мы имеем опять падение сезонно откорректированного ВВП до предыдущего квартала на 0,7%. Правительство, конечно, опять манипулирует цифрами и говорит о росте ВВП на уровне 0,1% по сравнению с I кварталом 2015 года, но мы понимаем, что это — исключительно эффект низкой базы. И позитивные результаты промышленности + 3,7%, строительства — + 1,9%, розничной торговли — + 1,6% — это тоже эффект низкой базы и определенного оживления во второй половине прошлого года.
Да, сложности начала этого года, когда цены на мировых рынках были фактически на минимуме, Россия приняла очередные решения по ограничению торговли с Украиной и транзита по собственной территории, негативно повлияли на развитие экономики Украины. Но это слабое оправдание бездеятельности власти. Рано или поздно любое действие или бездействие вызывает последствия. И теперь отечественной экономике необходимо восстановление на основе эффективного реформирования и изменения модели развития, что и станет основой стабилизации страны, в том числе в плоскости выполнения ею долговых обязательств.
Проблема долга как такового не существует сама по себе. Ее природа кроется в неэффективной системе государственных финансов в целом. Поэтому необходимо существенно реформировать всю систему государственных финансов. Этому должно способствовать углубление внедрения программно-целевого метода бюджетирования и среднесрочного бюджетного планирования. При этом следует восстановить золотое правило, что объем дефицита бюджета не может превышать объем расходов на развитие. Если это правило будет соблюдаться, то увеличение дефицита бюджета в период проведения реформ не станет критически опасным для макроэкономической стабильности независимо от источников его финансирования, поскольку бюджетный вклад в экономическое развитие будет продуцировать новые поступления в бюджет, что будет улучшать фискальную ситуацию.
Богдан ДАНИЛИШИН, академик НАН Украины