Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стильные, талантливые и самобытные

26 мая в Чили состоится концерт из произведений 15 украинских женщин-композиторов
26 мая, 2016 - 10:06
В ПРОГРАММЕ БУДУТ ИСПОЛНЕНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАРМЕЛЛЫ ЦЕПКОЛЕНКО, КОТОРАЯ СОЗДАЛА ШКОЛУ СОВРЕМЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ НА ЮГЕ УКРАИНЫ / ФОТО С САЙТА CCI.MUSICANEO.COM

Значение хоровой музыки для развития композиторской школы в Украине сложно переоценить. Поскольку православная традиция исключает звучание в стенах храма любого инструмента, кроме человеческого голоса, у истоков профессионального творчества стояло именно хоровое пение. Его зарождение и настоящий всплеск относится к периоду XVII — первой половины XVIII веков и связан с формированием многоголосной церковной музыки барочного стиля. В Украине это пение называлось партесным, т.к. исполнялось по партиям без общей партитуры.

Первые украинские композиторы-классики возникли именно на этом грунте — это Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский и Артемий Ведель. Все трое в разное время руководили хоровыми капеллами в Петербурге и Москве, на основании чего до сих пор фигурируют в музыкальной литературе не как украинские, а как российские авторы, создатели классического типа русского хорового концерта...

Две составляющие — хоровая традиция и сакральность — определили развитие украинской музыки на много веков вперед, вплоть до наших дней. Хоровое творчество занимает важную нишу в среде жанров, к которым обращаются современные композиторы, а народные хоры — один из главных способов творческого проведения досуга в крупных городах и сёлах. Ныне университетские хоры существуют практически при каждом крупном вузе и нередко отличаются высоким исполнительским уровнем, позволяющим им участвовать в общих программах с профессиональными коллективами. Причем украинская музыка занимает в репертуаре любого хора центральное место, что значительно стимулирует композиторское творчество.

В среде авторов, пишущих для хора, женщины-композиторы занимают ведущее место. В большинстве случаев из-под их пера выходят произведения на духовные тексты или в русле церковной традиции.

Камерно-инструментальная музыка начала развиваться гораздо позже. Появление первых пьес с ярко выраженной национальной окраской связывают с творчеством украинского классика Мыколы Лысенко, работавшего во второй половине XIX — начале XX вв. Его опыты тесно сопряжены с фольклорно-песенной и церковно-хоровой традицией. Эти сферы в дальнейшем значительно повлияли и на музыку XX века. Напевность, свойственная украинскому мелосу, пронизывает инструментальную музыку независимо от жанра и стиля, к которому обращается автор. Яркий пример — львовский додекафонист Йозеф Кофлер, писавший 12-тоновые пьесы в невероятно романтическом ключе.

Практически до конца XX века украинская музыка имела ярко выраженное мужское лицо. Однако с конца 80-х — начала 90-х годов ситуация ощутимо изменилась. Эту смену наглядно демонстрирует гендерный состав нынешнего Национального Союза композиторов Украины, число женщин в котором достигает 43%. И если среди старшего поколения композиторов, родившихся в 1930—1940-е, явственно доминируют мужчины, в среднем и младшем поколении присутствует равноправие — не только в количественном, но и в качественном плане. К примеру, единственный украинский композитор, победивший в голландском конкурсе «Gaudeamus» — представительница молодого поколения Анна Корсун. Она родилась в Донецке, училась на композиторском факультете в НМАУ в Киеве и Мюнхенском университете музыки и театра в классе Морица Еггерта. Принимала участие в мастерклассах с Хельмутом Лахенманном, Паскалем Дюсапеном, Сандипом Бхавати, ансамблем Recherche, ансамблем Gending, ансамблем Aveta, Новыми Вокалистами Штутгарта и др.В 2016 стала композитором в резиденции Kunst-Station церкви Св. Петра в Кёльне, а также резиденции новой музыки Hellerau в Монреале. В 2014—2015 была стипендиатом Schloss Solitude и Cite Internationale des Arts in Paris 2014.

В концерте, который состоится в Чили, собраны партитуры наиболее интересных украинских женщин-композиторов этих двух поколений — среднего (рожденные в 1950—1960-е) и младшего (1980—1990 гг.). Они презентуют широкое стилевое разнообразие тех процессов, которые сейчас происходят в Украине — от сакрального минимализма киевлянки Виктории Полевой до неоэкспрессионизма одесситки Кармеллы Цепколенко. В программу вошли представительницы разных регионов, что позволяет получить информативный срез о нынешнем состоянии композиторской школы в Украине.

Женская музыка отличается от мужской, но не качеством и талантливостью, а усилением других характеристик — чувственности, экспрессии, свободы формы и т.д. А впрочем, возможно, что это всего лишь стереотип, и принять его или опровергнуть — задача и свобода каждого слушателя.

Любовь МОРОЗОВА, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ