Похоже, что немецкая элита все больше склоняется к смягчению санкций против России, которая аннексировала Крым и продолжает агрессию на востоке Украины. Напомним, что в последнее время именно позиция Германии, как самой могущественной и самой влиятельной страны в ЕС определяла позицию евросообщества относительно санкций против России.
Подтверждением изменения твердой позиции Германии является статья в SPIEGEL под названием «Пошаговое сближение. Германия склоняется к смягчению антироссийских санкций». Как отмечает издание, правительство Меркель давно уже разработало конкретные планы пошагового смягчения санкций против России, и этот процесс мог начаться еще в начале этого года. А это, как известно, противоречит заявлениям, что торговые и визовые ограничения могут быть сняты только после полного выполнения Минска-2. Полная отмена в обмен на 100% выполнение, — подчеркивает издание.
На саммите G7 в Японии, как ожидалось, в заключительной декларации лидеры подтвердили твердую позицию относительно Москвы. Да и сама Меркель в прошлый четверг выразила недовольство, что на востоке Украины нет стойкого прекращения огня и до сих пор не принят закон относительно проведения выборов на оккупированных территориях, как это предусматривает Минский протокол. И из-за этого, прибавила она, нельзя ожидать, что запад изменит свою позицию относительно России.
Однако заявления других немецких политиков свидетельствуют о противоположном. В частности министр экономики Зигмар Габриель на немецко-российском форуме в Ростоке заявил, что «изоляция вовсе не срабатывает». По его словам, Россия и мир зависят друг от друга, и потому наступило время постепенного послабления санкций.
Кстати, еще раньше Посольство Украины в Германии направило в федеральное министерство иностранных дел запрос с просьбой уточнить, отображают ли такие заявления министра экономики, вице-канцлера Зигмара Габриеля о послаблении санкций позицию правительства ФРГ. «Опыт показывает, что такие санкции работают успешно только тогда, когда выполнены все условия. В случае с Россией международному сообществу тоже необходимы стратегическое терпение, единство и твердость», — сказал Мельник в интервью изданию Tagesspiegel. Он также раскритиковал употребление Габриелем термина «гражданская война», как «обидное и несправедливое» для многих украинцев. «Есть безоговорочные доказательства того, что Россия не просто полностью руководит марионетками в Донецке и Луганске, вооружает и оплачивает их, но и отправляет туда солдат, офицеров и наемников», — заявил дипломат.
Похоже, эти слова украинского посла в немецком внешнеполитическом ведомстве не услышали или не хотят слышать. Потому что позавчера министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил о готовности Германии «разумно» применять инструмент санкций относительно России. «Если будет прогресс в имплементации Минского протокола, тогда мы тоже можем говорить о послаблении санкций», — отметил он. А в Минских договоренностях одиннадцать пунктов, причем первые ключевые из них — прекращения огня, отведение тяжелого вооружения, мониторинг за рубежом — Россия вообще не собирается выполнять, так за что ее вознаграждать смягчением санкций?
А вышеуказанный план предусматривает частичную отмену санкций в обмен на сотрудничество Москвы в проведении выборов на оккупированном Донбассе. Причем речь идет об отмене визовых ограничений для депутатов российского парламента и некоторых правительственных чиновников. Также рассматривается возможность сокращения интервала пересмотра санкций с шести месяцев до трех, сообщает SPIEGEL.
В Украине всерьез восприняли последние заявления немецких политиков относительно смягчения санкций против России. Глава дипломатической миссии в Берлине Андрей Мельник сказал «Дню»: «К сожалению, такая опасность возникла. Думаем, как с этим бороться, завтра министр Климкин будет в Берлине».
«День» обратился к украинским и международным экспертам с просьбой прокомментировать такой тревожный поворот в немецкой политике и рассказать, что нужно делать украинской власти, чтобы предотвратить смягчение санкций.
«ДАВЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ОТМЕНЫ САНКЦИЙ РАСТЕТ»
Ролан ФРОЙДЕНШТАЙН, заместитель директора Центра Мартенса, Брюссель:
— Действительно, давление относительно отмены санкций растет. Само по себе это требование не ново. Мы слышали о нем многократно и раньше, но Меркель всегда удавалось поддерживать санкции, ссылаясь на единство. Теперь умиротворители, коалиция «обычных подозреваемых» (в Италии, Венгрии, Австрии, Франции, Греции и немецкие социал-демократы) прибегнули к новой тактике, призывая к частичной отмене в обмен на частичную реализацию Минск-2. По крайней мере, отмена должна касаться менее важной части: индивидуального запрещения на поездки, введенного летом 2014 года. Это менее драматично, чем то, чего я боялся. Но этого в действительности не нужно делать, потому что это открывает путь к большему умиротворению Кремля, который будет интерпретировать это только в один способ: как слабость. Украина должна сделать две вещи. Во-первых, целеустремленно лоббировать умиротворителей в ЕС, напоминая им о российской агрессии против Украины, и убыстрять реформы, включая борьбу с коррупцией. Во-вторых, принять законодательство о местных выборах на Донбассе при условии, что они будут свободными и справедливыми («повстанцы» в любом случае не будут придерживаться их). Еще существует шанс развернуть тенденцию к умиротворению в ЕС.
«ПУТИН БУДЕТ РАССМАТРИВАТЬ СМЯГЧЕНИЕ САНКЦИЙ КАК НЕСПОСОБНОСТЬ ЕС ПРОТИВОСТОЯТЬ ЕГО АГРЕССИИ»
Владимир ОГРЫЗКО, экс-министр иностранных дел Украины, Киев:
— Нам нужно отличать позицию Штайнмайера и его социал-демократической партии от позиции Меркель. А федеральный канцлер, невзирая на все попытки ее ключевого партнера, в лице социал-демократов, сыграть в пас с Путиным, четко заявила и была инициатором того, чтобы санкции не только не снимались, а возможно и были пересмотрены в сторону усиления. И это важный сигнал. А после заявлений Габриеля на этом форуме напряжение в немецком правительстве будет еще больше расти.
Что касается тенденций, я не думаю, что санкции будут в настоящее время ослаблены, потому что сам Штайнмайер сказал в своей речи, что санкции должны отвечать определенной категории действий России. Но это не значит, что такая позиция возьмет верх в Германии.
С другой стороны мы видим, что Франция и Германия настаивают на том, чтобы мы как можно быстрее провели фейковые выборы и фактически интегрировали в тело Украины этот опасный регион. Но это зависит от политической воли руководства нашей страны, которое или будет вести линию, предусматривающую, прежде всего, наши национальные интересы, или соглашаться на давление.
Если ЕС при таких обстоятельствах пойдет на такие уступки, о которых пишет SPIEGEL, то он сделает себе же «медвежью услугу». Потому что Путин будет рассматривать смягчение санкций как неспособность ЕС противостоять его агрессии. Если политические лидеры будут настолько близоруки — они за это заплатят гораздо большую цену. Но это будет немного позже.
Что касается поездки президента Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера на петербуржский форум, то это непродуманное политическое решение, которое ничего позитивного ЕС не даст. Соответствующей была и реакция его коллег в ЕС и США. Вместе с тем, я не думаю, что он там выступит апологетом изменения общего подхода Евросоюза, но исходя из определенных настроений в самом ЕС, ему нужно демонстрировать, что он держит канал связи с Москвой открытым и может коммуницировать с россиянами по всем важным вопросам. Думаю, в этом смысл этой пока еще запланированной поездки. Хотя не факт, что она состоится.
— Считаете ли вы, что Британия, Польша и страны Балтии, которые выступают за сохранение санкций, могут уступить и пойти на пошаговый план смягчения ограничительных мероприятий против РФ в обмен на усиление военного присутствия в этих странах, как пишет немецкое издание?
— Мы всегда исходили из того, что Польша и страны Балтии, Британия являются теми странами, которые очень хорошо понимают, что такое российская политика. Собственно, обменивать увеличение военного присутствия НАТО в своих странах на послабление санкций со стороны ЕС — это разные вещи. У нас впереди Варшавский саммит НАТО, который примет довольно четкие решения в связи с переходом к политике сдерживания России. И на этом фоне снятие или послабление санкций будет выглядеть достаточно комично. Потому что если страны НАТО, которые, по сути, в большинстве являются странами ЕС, переходят в одной сфере к сдерживанию, каким же образом можно обеспечивать сдерживание, ослабляя экономические санкции. Я вижу в этом несоответствие, потому, скорее всего, нужно исходить из того, что на этом этапе после дискуссий и обсуждений, санкции будут продолжены, хотя, к сожалению, не усилены. А НАТО придет к реальной политике, которая будет отвечать не их выдумкам о миролюбии России, а тому, что Кремль реально демонстрирует в последнее время на мировой арене.
«ОЖИДАЮ, ЧТО САНКЦИИ БУДУТ ПРОДЛЕНЫ»
Сюзан СТЮАРТ, Немецкий институт по вопросам международной политики и безопасности (SWP), Берлин:
— Я считаю, что санкции будут продлены в конце этого месяца. С одной стороны, есть голоса, которые выступают в пользу смягчения санкций, но с другой стороны некоторые чиновники также предложили их усиление. Вполне вероятно, что произойдет согласование о продлении санкций в их нынешнем виде. Это правда, что вопрос о смягчении или даже отмене санкций занимает все больше места в дискурсе ЕС в течение последних месяцев, чем ранее, что приводит к предположениям, что санкции могут быть не продлены. Однако, как оказывается, нет свидетельств ухода от увязки санкций с выполнением Минских соглашений. И выглядит так, будто бы существует консенсус, что Россия не оказала значительного вклада в их реализацию. Таким образом, я ожидаю, что санкции будут продлены. И этого следует ожидать после сильных заявлений, сделанных на саммите G7 относительной санкций, а также ввиду того, что ряд стран-членов ЕС приняли участие в этом саммите, в том числе Италия, которая традиционно скептически относится к санкциям.
Украина может помочь обеспечить дальнейшую солидарность ЕС, дав понять, что она по-прежнему готова соблюдать условия Минских соглашений. А согласно им, контроль над украинско-российской границей должен быть восстановлен после проведения местных выборов на оккупированных территориях. Поэтому вряд ли страны ЕС поддержат требование Украины до выборов восстановить контроль над границей. Однако другие украинские требования, например, необходимость обеспечения до выборов значительного улучшения безопасностной ситуации на оккупированных территориях, могут быть восприняты с пониманием и найдут поддержку в Германии. Ощутимые шаги по дальнейшей реализации ключевых реформ могут способствовать укреплению имиджа Украины в ЕС и тем самым создать более благоприятную атмосферу для возможного продления санкций еще и в конце года. В Германии особое внимание уделяется реформе управления Генеральной прокуратуры, а также судебной системы и реформы государственного управления. Кроме того, особое значение имеет продолжение сотрудничества Украины с МВФ.