Лагерь расположен в нескольких километрах от поселка городского типа Дымер, что в Вышгородском районе Киевской области. За смену он принимает 150 детей с семи до 17 лет и действует целый год.
Начинался «Лесная застава» как палаточный лагерь в июле 2014 года — когда нужно было вывезти детей из зоны боевых действий. Инициатором открытия была психолог Ирина Сазонова, которая за два года собрала вокруг себя команду профессионалов. Большинство психологов и кураторов — переселенцы.
На месте лагеря в советское время работал санаторий. Сегодня из развалин, которые здесь были два года назад, за средства благотворителей удалось поднять два корпуса, также достраиваются деревянные летние домики, потому что прошлым летом часть детей жила в больших палатках.
«Все здесь началось 7 июля 2014 года: была острая необходимость вывезти детей из-под обстрелов. Мы думали, что это будет только на две недели — думали, что поможем им психологически, а потом они вернутся... Никто не планировал, что это будет продолжаться два года или дольше», — рассказала психолог Ирина Сазонова.
Сегодня в «Лесной заставе» думают и о будущем (ищут сотрудничества с донорами), и о дне сегодняшнем — как накормить и поддержать своих маленьких гостей. Всегда актуальным является сотрудничество с психологами, ведь работа с травмой войны, характерной для тех, кто пережил и переживает обстрелы, разрушения, кто становится свидетелем несчастья и горя — очень энергозатратна.
Недавно в «Лесную заставу» приехали 30 детей из прифронтовой Марьинки Донецкой области. Часть уже была здесь, часть приехала впервые. И это очень хорошо, отмечают психологи, потому что помогает в адаптации: дети, которые уже были в лагере, показывают другим детям, что их не оскорбят, что здесь друзья и помощь.
Дети попадают в «Лесную заставу» из другой реальности — там стреляют, там нет мира ни на улице, ни — очень часто — в семьях (многие дети — из неблагополучных семей). Детям не хватает собственно детства и беззаботности: они пережили немало горя, видели трагедии, и им крайне не хватает общения со взрослыми — здорового, доверительного общения. Они хотят быть услышанными, принятыми, хотят быть в безопасности.
«Почему вы говорите, что у вас не стреляют? Стреляют!» — вспоминает психолог Алина Даниленко разговор с мальчиком, который, находясь в лагере, услышал звук трактора и испугался. Или другой ребенок хвастался, что у них уже долго не было взрывов и стрельбы. «Как это — долго?» — спрашивает психолог. «Два дня», — звучит ответ.
Дети уже отвыкли чувствовать себя безопасно, и первая помощь психологов и кураторов заключается в том, чтобы вызвать доверие — к среде, к другим детям и взрослым.
15-летний Саша приехал в «Лесную заставу» во второй раз. Часть детей он знает, с частью только знакомится. По приезду после обеда кураторы и психологи пригласили всех детей на квест — знакомство с территорией и с правилами проживания в лагере. Во время этой игры Саша рассказал, что причина того, что он во второй раз сюда приехал, — опасность и обстрелы. Говорит, что в семье — один. Раньше мама работала в колхозе, а когда «начали стрелять», перестала ездить на работу, потому что опасно. Отчим пытается подрабатывать — так и живут. Парень признался, что хотел бы переехать, но родители сделали выбор жить в Марьинке — на переезд, мол, нету средств.
«Там война, стреляют, постоянное «прячься», «беги», а здесь — совсем по-другому. Здесь я под защитой. Мне очень нравятся психологические занятия: мы играем, веселимся дружной компанией. Я здесь почти никогда не скучаю, здесь не слышны взрывы. Мне очень нравятся вечерние сборы у костра, когда все рассказывают, как провели день», — делится Саша.
«Детей мы очень оберегаем: у них должны быть хорошие условия жизни, правильное питание, психологические занятия. Здесь они получают опыт называть свои чувства: осознавать их, говорить о них вслух. Это простые вещи, но благодаря этому в отношениях с родителями появляются доверие и понимание, а это то, чего детям очень не хватает. Ведь из-за пережитого горя взрослые стали очень замкнутыми: они берегут детей от своего горя — думают, что если его скрыть, держать в себе, оно не выплеснется на детей. А дети — тоже: они не могут плакаться маме, потому что берегут ее», — объясняет психолог Алина Даниленко.
В «Лесной заставе» ежедневно проходят психологические занятия, арт-терапия, занятия по травме войны, телесная терапия и игры на свежем воздухе. Ежедневно дети делают какие-то добрые дела — это называется «вкладом во Вселенную». «Под конец дня дети готовятся к вечернему мероприятию, веселому и развлекательному, — ресурсному для детей, — добавляет Алина Даниленко. — А закрывается день общим сбором у костра, когда дети делятся между собой чувствами и эмоциями от прожитого дня».