Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Просроченное молчание

Контрактная система — «плюсы» и «минусы»
11 августа, 2016 - 09:48

Напомню, 28 лет назад мы создали первый ангажементный театр — тогда единственный в Украине. Мастерская театрального искусства «Сузір’я» с самого начала работала по контрактной системе и я остаюсь убежденным, что эта система организации театра, пройдя естественный отбор без всякого реформаторства, победила бы в театре через 3 максимум 5 лет. За это время творческие единицы театра выработали бы практику безболезненного перехода на контракт, к чему они, по сути, движутся, в огромном количестве театров Украины, частично, а где-то и полностью уже перешли на контрактную систему.

На встрече с модератором быстрого принятия Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о введении контрактной формы работы в области культуры и конкурсной процедуры назначения руководителя государственного или коммунального учреждения культуры» депутатом И. Подоляк, в письмах к председателю комитета Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности Н. Княжицкому режиссеры украинских театров отмечали необходимость закрепить в законе доминирование в руководстве театром художественного начала и определить особенности авторских театров. Надо отдать должное к некоторым предложениям прислушались. На эти же в ответ получили молчание.

Всем известно, что большинство наших реформаций заимствуются из польского опыта. Но в Польше на 38 миллионов жителей 129 государственных театров (не говоря об огромном количестве театров другой формы собственности), в Украине — на 43 миллиона государственных театров 113. К тому же у нас нет инфраструктуры театрального производства, хотя бы отдаленно напоминающей польскую, которая делает привлекательной работу самых популярных столичных актеров в маленьких городах. В Польше нет провинции в культуре. Решена проблема с миграцией театральных лидеров, есть понимание, что человек, который не является автором театра, но за годы своей работы вложил в бренд этого театра свой талант, заслуживает такого же уважения, как и тот, кто создал свой театр.

В искусстве опыт, который приходит с возрастом, при силе, которая позволяет его воплотить, самый ценный капитал. Каждый служитель театра мечтает умереть на сцене и иметь честь быть вынесенным в мир иной из театра.

«Незнані задуми творця

І неосяжність світу

незбагненна.

Ми є усі акторами на сцені

Театру, що йому ім’я —

 «Життя».

(Н. Крисман)

 На старте студийного движения восьмидесятых годов сначала на хозрасчете в выделенных помещениях только в Киеве заработали «Театр на Подоле», «Колесо», «Дивный замок», «Сузір’я», «Театр марионеток»...

Со временем эти театры заслужили государственное финансирование и стали городскими.

Сегодня для экономической организации театра есть много путей. Скажем регистрация театра как частного предприятия или благотворительного фонда лишает налогов и практически всякой финансовой отчетности. Так сегодня в Киеве работают десятки (!) театральных организаций. А вот что касается помещений проблема остается удивительно сложной. Простое внимание к этому вопросу позволило бы пусть временно использовать то, что простаивает годами в ожидании капитального ремонта. Хозяева были бы довольны, их собственность лучше сохранялась бы.

Театры за 2—3 года могли бы состояться и претендовать на статус городских или районных.

Национальный союз театральных деятелей Украины многократно обращал внимание, писал, предлагал            — точек для театральной деятельности в городе полно. И это не только специализированные концертные залы как в Доме торговли, но и актовые залы министерств, научных институтов, даже ЖЭКов. Вообще, фундаментальные предложения по реформе театрального дела игнорируются. Вместо того, чтобы открыть путь к развитию авторских театров проблему перевели в разряд внутренне-цеховой борьбы. Боевая талантливая молодежь идет на конкурс с авторами театров, так как ее персональный путь к государственному финансированию замалчивается.

Кто-то скажет при чем здесь контрактная система? Ответ прост: если она не ведет к развитию театрального дела в целом, если не провозглашает высшей ценностью создание творческой атмосферы в театральном процессе, если ведет к примитивной смене одних руководителей на других, этих актеров на тех, то кроме несправедливости пусть не полной, обид пусть не смертельных, интриг пусть внутренне цеховых, от нее нечего ждать.

Но не будем замалчивать вопрос установления предельного возраста руководства театром, имеющего государственное финансирование.

О цифре можно дискутировать, кроме того есть богатый зарубежный опыт. А вот что касается места творческого работника в театре по достижению возраста наполнения опытом в законе о контракте тоже молчание. В высшей школе решение нашли, ректор занимавший должность определенный срок, занимает важную и достойно оплачиваемую должность Советника.

Поэтому насущной проблемой является новое наполнение традиционных для украинского театра понятий «Основатель театра», «Корифей театра».

Согласно статье 21-3 Закона о культуре «Состав, порядок формирования и полномочия конкурсной комиссии», участие представителей общественных организаций в конкурсной комиссии решается жеребьевкой. Сегодня при возможности регистрации таких организаций за несколько часов это выглядит несерьезно. Надо немедленно решить вопрос о квалификации общественных организаций, претендующих на роль в решении судьбы театра. На основании какого опыта сотрудничества общественная организация против одного претендента и за другого?

Три представителя учредителя могут быть приглашены в конкурсную комиссию, так же как три избранных на общем собрании представителя театра должны отстаивать мнение тех, кто их на это уполномочил.

А на базе чего формируется мнение основателя? Или он не имеет своей позиции и перекладывает ответственность на своего представителя?

Вообще объективные показатели работы руководителя в доконкурсный период имеют значение или они вообще не существуют?

Представим, что в результате демократического конкурсного отбора побеждает претендент, о котором театр и понятия не имеет. Коллектив автоматически оказывается в оппозиции к новому руководителю, а он будет уполномочен подписывать контракты с этими творческими работниками.

Закон о контрактной системе не имеет права стать инструментом сведения счетов и устранения неугодных.

В театре, безусловно, должна происходить смена поколений, но это вовсе не означает замену поколений. Мудрая организация этого процесса — обоюдная ответственность ветеранов и молодежи. Срок молчания иссяк. Назрела полномасштабная дискуссия театральной общественности, мы должны соединить голоса, чтобы нас услышало государство. Сказано Н. Винграновским:

«Згорають очі слів,

згорають слів повіки.

Та є слова, що рвуть

байдужий рот.

Це наше слово.

Жить йому повіки.

Народ всевічний.

Слово — наш народ».

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ