В то время как существующий международный порядок становится все более фрагментированным сильные институты глобального управления являются ключевыми для решения стратегических, экономических и других вызовов мира. И все-таки редко наши существующие институты — в том числе, прежде всего, Организация Объединенных Наций — были слабыми.
ООН не разрушена, но переживает трудности, в частности, потому, что все больше стран рассматривают ее как вежливую дипломатическую уловку и ищут пути решения основных глобальных проблем на стороне. Мы видели это в широком круге вопросов, начиная от Сирии до Ирана, Северной Кореи, терроризма, кибер-безопасности, просителей убежища и беженцев, миграции, Эболы и новых кризисов в финансировании гуманитарной помощи.
Хотя в ООН все еще есть много сильных сторон, но эта организация также имеет четкие структурные недостатки. Разрыв между тем, что она хочет сделать и тем, что она на самом деле делает, увеличивается. Но мир нуждается в такой ООН, которая не только рассуждает о политике, а и приносит результаты в реальных условиях.
ООН много значит. Она — глубоко укоренившаяся составляющая порядка после окончания Второй мировой войны. Если ее значение снижается, если она медленно становится «просто другой неправительственной организацией», то страны изменят свои фундаментальные представления о том, как иметь дело друг с другом в будущем. Односторонность и закон джунглей — отличительная черта теперь уже далекого прошлого — могут вернуться к международным отношениям.
ООН показала, что она способна восстанавливаться. Но теперь она должна сделать это при необходимости, а не для удобства. ООН должна срочно пересмотреть свои функции, структуры и механизмы финансирования для максимизации достижения ощутимых результатов во всех сферах в рамках своей компетенции, начиная от мира и безопасности в интересах устойчивого развития, прав человека и гуманитарного взаимодействия.
В частности, следующий генеральный секретарь ООН должен рассмотреть вопрос о принятии нескольких ключевых шагов. Во-первых, он (или она) должны провести встречу на высшем уровне — продолжение конференции в Сан-Франциско с 1945 года, когда делегаты согласовали учредительный устав ООН — в котором страны-члены вновь должны подтвердить свою приверженность многостороннему подходу как одному из основополагающих принципов. Встреча на высшем уровне должна быть предназначена для того, чтобы выделить важные преимущества сотрудничества и дать отпор мнению о том, что многосторонность просто тяжелым бременем.
Кроме того, новый генсек должен подчеркнуть роль ООН в строительстве мостов между великими державами, особенно в напряженные времена, а также роль великих держав в том, чтобы ООН действовала в интересах широкого международного сообщества.
В-третьих, генсек должен использовать статью 99 Устава ООН. Это означает внедрение новых инициатив по решению вызовов глобального лидерства, даже если существующая инициатива может потерпеть неудачу. Это означает создание всеобъемлющей доктрины предупреждения, которая подчеркивает устойчивое долгосрочное планирование политики, чтобы организация могла предотвратить или, по крайней мере, подготовиться к будущим кризисам, а не просто реагировать на ситуации по мере их возникновения.
В частности, эта программа должна включать борьбу с терроризмом и насильственным экстремизмом; укрепление кибербезопасности; ограничение распространения автономных смертоносных систем вооружений; внедрение норм международного гуманитарного права в контексте войны (абсолютный приоритет) и разработку комплексного подхода к ограничениям планеты и экологическим последствиям деятельности человечества, особенно в наших океанах.
Новое руководство должно также внедрить эффективные процессы и организационные механизмы для реализации текущих крупных инициатив, в том числе цели устойчивого развития тысячелетия (ЦУРТ). Достичь ЦУРТ — содержащие 17 крупных целей и 169 конкретных целей — было бы равнозначно обвинению в сути существования ООН.
Избежание такого результата требует нового глобального договора между ООН, крупными и региональными банками развития, а также частными финансовыми источниками для финансирования усилий ЦУРТ. То же самое относится и к реализации Парижского климатического соглашения 2015 года, которое потребует больших инвестиций в сфере энергосбережения и возобновляемых источников энергии, чтобы не допустить роста глобальной температуры на более чем 20 по Цельсию.
Разнообразная повестка дня ООН — мир и безопасность, устойчивое развитие, права человека и гуманизм — должна быть конструктивно объединена в единый стратегический континуум, а не оставаться жесткими, самодостаточными институциональными бункерами. Междисциплинарные группы «Команда» ООН должны разворачиваться на местах, чтобы разрушить ведомственные барьеры и решать соответствующие проблемы. Группы будут работать под общим мандатом всех агентств ООН и возглавляться директорами по операциям ООН в каждой стране.
Пятый шаг должен заключаться в полной интеграции женщин, которые должны привлекаться в равной степени во все сферы повестки дня ООН, а не только в отдельных областях, относящихся к «женским» вопросам. Неспособность сделать это в дальнейшем будет подрывать мир, безопасность, развитие, права человека и угасающий глобальный экономический рост. Согласно отчету МакКинси в 2015 году, укрепление гендерного равенства во всем мире может добавить в мировой ВВП $ 12 трлн до 2025 года.
Кроме того, молодые люди должны больше привлекаться к принятию решений в ООН — не просто в виде патерналистской уловки, а таким образом, чтобы позволить им помочь сформировать свое собственное будущее. В настоящее время молодежь (лица в возрасте до 25 лет) составляет 42% населения мира и их численность растет. В частности, нам нужна новая политика для решения проблем безработицы среди молодежи, учитывая, что существующие подходы не весьма удачны.
В более широком смысле, культура ООН должна меняться — возможно, с новой структурой вознаграждения, чтобы отдавать приоритет операциям на местах, а не в штаб-квартире; выполнять рекомендации докладов, а не просто писать побольше отчетов; определять результаты на местах, а не просто подсчитывать количество проведенных конференций ООН.
И, наконец, следующий генсек должен мыслить практически, понимая, что способность ООН действовать эффективно, конструктивно и гибко всегда будет наталкиваться на бюджетные ограничения. Поэтому нет смысла надеяться на то, что в один прекрасный день фискальные небеса волшебным образом откроются. Этого не будет.
Выходя за рамки этих конкретных пунктов, вырисовываются два основных вопроса о будущем ООН: 1) Учитывая дефицит глобального управления XXI века, могут ли совещательные органы ООН вмешаться и принять большие решения в соответствии с ситуацией? 2) Сможет ли институциональный механизм самой ООН эффективно имплементировать политические решения после их принятия?
При наличии определенной политической воли, сильного руководства и четкой, направленной на достижение цели программы реформ, ООН, как и раньше, может стать основой стабильного, справедливого и устойчивого мирового порядка. Альтернативой является явное забвение, институциональный упадок и бессилие перед большими проблемами нашего времени. Это означало бы для всех нас все более нестабильной мир.
Проект Синдикат
Перевод Мыколы Сирука, «День»
Кевин Радд, экс-премьер-министр Австралии, президент Института политики азиатского общества, председатель Независимой комиссии по многосторонности. Он является автором книги «ООН 2030 — Перестройка порядка в неспокойном мире».