Открыв капот этого «Ланоса», не сразу веришь своим глазам — привычного двигателя здесь нет. Вместо него провода и клеммы, батарея. В салоне тоже странно, тут всего одна педаль — газа, а тормоз — ручной. Профессор Владимир Клепиков предлагает «прокатиться», мы бесшумно трогаемся с места, бонусом радует отсутствие запаха выхлопа. «Смотрите, я отпускаю газ, машина начинает тормозить, а аккумулятор — заряжается», — говорит Владимир Борисович. Действительно, цифры на дисплее растут.
«Многие изобретатели и организации создавали электромобили, — поясняет профессор Клепиков. — Но наш — первый в Украине с суперконденсаторной батареей. Электропривод может не только преобразовывать электрическую энергию в кинетическую, но и наоборот. Если машина катится с горы или тормозит, механическая энергия преобразуется в ток по принципу рекуперации, суперконденсатор принимает сотни ампер, последующее движение начинается с использования этой энергии». Кроме того, в электроприводе использованы в основном отечественные материалы и запчасти, уверяют разработчики. Батарея здесь не литиево-ионная, а свинцово-кислотная, украинского производства, ее минус — большой вес и 6—7 часов зарядки. Плюс — конечно, цена, и возможность подключать к обычной розетке. На одной зарядке машина может проехать до 60—70 километров со скоростью до 80 км в час.
О том, что надо готовиться к переходу на электромобили, ученые НТУ «ХПИ» задумались давно, и, бывая на международных конференциях во Франции, Германии, Чехии, отмечали, что зарубежные коллеги также работают в этом же направлении. Начали с подготовки кадров, которые смогут наладить бортовой компьютер, сделать диагностику, ремонтировать, обслуживать сложные электро-механические системы, открыв в 2011 году специализацию «Компьютеризированные системы электромобилей», а в 2012 — «Мехатроника».
И наконец задумали «пройти путь создания электромобиля от начала и до конца», переоборудовать действующий автомобиль в электромобиль. Один из профессоров вуза предоставил для работы собственный Daewoo Lanos, двигатель которого заменили на управляемый компьютером электропривод за относительно небольшие деньги.
В июле 2015 года запатентованный электромобиль представили публично. После этого изобретением заинтересовались производители, с разработчиками вел переговоры представитель фирмы LG, из Сиднейского университета приезжал руководитель проекта по созданию электроавтобуса, и даже был подписан протокол о намерениях. Однако найти инвестора для промышленного выпуска пока не удалось, сетуют ученые.
Летом этого года электромобиль получил техпаспорт и теперь может выезжать в город для обкатки в реальных условиях и выполнения практических задач. Кроме того, продолжается доработка автоматики и отдельных узлов, компьютерной системы переключения передач.
Сегодня разработчики мечтают наладить в Украине массовое переоборудование автомобилей с заменой двигателей внутреннего сгорания на компьютерно-управляемый элекропривод.
«У людей бывают подержанные автомобили, которым можно дать вторую жизнь! — размышляет Владимир Клепиков. — Если эта идея «прорастет» в Украине, она не только позволит автовладельцу сэкономить средства на бензине, масле, фильтрах и запчастях, но приведет к появлению новых предприятий по переоборудованию и обслуживанию, диагностике, станций зарядки, проектных организаций. Это новые рабочие места. Не говоря о том, что это чистый воздух, экология». Ученый полагает, что Харьков мог бы стать первым эко-городом электромобилей.