Нынешнее руководство «Укргазвидобування» стремится существенно увеличить добычу газа. И это, конечно, нужно всячески поддерживать. Хорошим намерением является также наращивание участия украинских компаний в разведке и освоении нефтегазовых месторождений в странах Ближнего Востока, Африки и Центральной Азии. Вопрос только в том, следует ли нам ставить перед собой нереальные задачи. Так, в «Укргазвидобуванні» считают, что уже до конца десятилетия наша страна может превратиться из энергозависимой с экспортирующую собственные энергоносители. Практика так называемых напряженных планов, которым нередко радовались в СССР, доказала негодность таких непродуманных и необоснованных приемов.
НЕМНОГО ИСТОРИИ УКРАИНСКОЙ ГАЗОДОБЫЧИ
Стоит ли напоминать, что Украина была первопроходцем газодобычи в СССР и перед обретением независимости имела самую развитую в Европе газовую отрасль. Более того, Украина обеспечивала газом Россию, Беларусь, Молдову, Литву, Латвию. И это привело к заметному истощению ресурсов. Сегодня мы должны быть благодарны украинским газовикам-патриотам Владимиру Максимиву, Александру Бобошко, Ивану Дияку, которые в этих условиях проявили дальновидность и приняли меры для предупреждения неправомерной нагрузки на газодобывающую отрасль Украины. Они дальновидно обеспечили определяющее участие украинских буровых и строительных организаций в освоении ресурсной базы отдаленных малодоступных регионов России. И можно с уверенностью говорить, что без ускоренного введения в действие новых месторождений за пределами Украины сегодня у нас добывалось бы не 20 миллиардов кубометров отечественного газа, а всего 5—7 миллиардов.
В первые годы независимости объем газа собственной добычи, а также поступавшего в качестве платы за услуги транзита в Европу позволял обеспечивать надежное газоснабжение населения и промышленности. А сама отрасль превратилась в основного донора народного хозяйства. В то же время профессионалы-газовщики добивались стабилизации и даже наращивания добычи газа. В 1992 году была разработана программа развития газовой промышленности на 10-летнюю перспективу, которая предусматривала усиление разведывательных работ и, соответственно, достижение годовой добычи газа на уровне 27—35 миллиардов кубометров. Были созданы также программы освоения углеводородных ресурсов прибрежных морей, месторождений газогидратов.
К сожалению, в правительстве далеко не всегда поддерживали инициативу специалистов. К сожалению, после образования в 1997 году «Нафтогаза України» его возглавили преимущественно «менеджеры», далекие от понимания специфики отрасли. С мнением специалистов отрасли никто не считался. Поэтому вышеупомянутая программа расширения геолого-розведывательных работ выполнялась неудовлетворительно. Так, в течение 1998—2007 годов в Украине было добыто 133,8 миллиона тонн условного топлива. А прирощено запасов только 148 миллионов тонн. Среднегодовой прирост только на 10—11% превышал добычу. Причем приростом запасов считались не только новые месторождения или пласты, но и результаты переоценки запасов действующих месторождений. Однако мировой опыт свидетельствует, что существенный рост добычи можно обеспечить только в том случае, если прирост запасов будет на порядок выше текущей добычи.
ЧЕМ ВРЕДНА ГИГАНТОМАНИЯ «УКРГАЗВИДОБУВАННЯ»?
Поэтому я подчеркиваю, что сегодня неуместно и даже вредно оперировать громкими лозунгами о превращении Украины из газоимпортного в экспортное государство без детальной оценки ситуации. Сегодня считается, что наименее изученной и самой перспективной для развертывания добычи углеводородов частью нашей страны является Юг, включая акватории украинских морей. Это действительно так. Но последующее масштабное изучение и геологическое освоение этой территории заблокировано действиями путинской России. Западные же и восточные регионы до глубины 5—6 тысяч метров достаточно изучены. Освоение больших глубин будет нуждаться в коренном техническом переоснащении и даже полной замене парка давно морально и физически устаревших буровых вышек. На этом направлении нужен настоящий технический рывок, на который способны только ответственные профессионалы.
Поэтому надо наконец поинтересоваться, не такие ли наши новые «менеджеры», как печальноизвестный Каськив или одиозный покупатель буровых морских вышек. Удивляет и тенденция установления заоблачных должностных окладов должностным лицам, которые еще ничем себя не проявили. В связи с этим нам необходимо создать структуру, которая могла бы видеть, прогнозировать и реализовывать реальную перспективу развития отрасли, отвечала бы за рациональное использование опытных специалистов и за подготовку новых кадров, а главное — за перевооружение разведки и бурения, внедрение новейших технологий. И уже пора наконец опровергнуть популистскую сказку о возможности льготного обеспечения населения дешевым газом собственной добычи. Волюнтаристская политика, которая обеспечивала отпускную цену газа для предприятий на уровне себестоимости и даже ниже, привела только к упадку отрасли. Ведь газ собственной добычи, как и импортированный, нередко попадал не к населению, а к предприятиям, которые принадлежали олигархам, и использовался там практически безвозмездно, а затем периодически списывался Верховной Радой. Не по указанию ли тех же олигархов?
Поэтому планы главной газодобывающей компании страны, которой, несомненно, является «Укргазвидобування», нужно выстраивать без гигантомании. По моему мнению, реальность позволяет ожидать в ближайшее время лишь такого уровня собственной добычи, который мог бы в основном обеспечивать население, а также поддерживать надежность снабжения в случае чрезвычайных событий у одного из внешних поставщиков, быть для страны своеобразным страховщиком.
ПОДЗЕМНЫЕ ГАЗОВЫЕ ХРАНИЛИЩА: БАЛАНСИРОВАНИЕ НАД ПРОПАСТЬЮ
Так же и в отношении подземного хранения газа. Уже пора понять, что наши хранилища являются элементом надежности. Исходя из этого, лучше накопить даже завышенный запас газа, потому что при низкой температуре его отсутствие поставщики — ни западные, ни восточные — не компенсируют за любую предлагаемую нами цену. Напомню, если бы минувшей зимой похолодание в середине января задержалось еще на десяток дней, наша страна оказалась бы в очень плохой ситуации (в хранилищах не хватало около 1 миллиарда кубометров). Поэтому победный тезис, что страна обошлась почти без экспорта российского газа, является некорректным: экономика балансировала над пропастью, усиленный отбор газа в четвертом квартале можно было осуществлять только при значительно большем накоплении его запасов. Удивляет и нынешняя бесхозяйственность в пополнении товарного газа для будущей зимы. Похоже, мы будем иметь запасы даже ниже, чем в минувшем сезоне.
Но это, так сказать, проблемы ближайшего будущего. В перспективе же Украина должна добиться того, чтобы наша могучая система подземного хранения газа, ее самый большой в Европе Западноукраинский комплекс, стал основой Восточноевропейского газового хаба. Еще более важной задачей должно стать хранение и последующее полноценное функционирование высокоэффективного украинского газотранзитного коридора. Вместе с союзниками в Европе нам нужно решить глобальные проблемы, которые возникают в связи с попыткой России построить Северный поток-2 в обход Украины.
НЕДОСТАТОК ПРОФЕССИОНАЛИЗМА — БЕДА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Большое значение имеют и элементарные кадровые проблемы. Не секрет, что опытных специалистов газотранспортной системы сейчас постепенно вытесняют «знатоки коммунального газоснабжения». Достаточно сказать, что главным инженером в «Укргазвидобуванні» работает бывший мэр Охтырки, который при длительном пребывании на руководящих должностях в отрасли так и не стал настоящим профессионалом. Глава «Укртрансгаза» — оператора украинской газотранспортной системы — имеет базовое зоотехническое образование, один из его заместителей — бывший старший офицер милиции, даже профком «усилили» специалистом не из этой отрасли.
«День» недавно писал о непродуманном (а если задуматься, то и коррупционном) подходе к проведению тендеров на гидроразрывы пластов в «Укргазвидобуванні». Это свидетельствует также и о том, что НАК «Нафтогаз України» не уделяет надлежащего внимания повышению профессионализма топ-менеджмента, который должен обеспечить технический прорыв в отрасли. Почему тендеры проводились именно на 100, а не, скажем, на 30 или 7 гидроразрывов? Потому что не было надлежащего анализа фонда скважин и геолого-промышленной специфики. Учитывают ли люди, которые готовы потратить огромные средства на массовые гидроразрывы, что интенсификация отбора газа будет иметь только временный эффект: через год-полтора начнется еще более стремительный спад добычи? Магистральный путь существенного роста газодобычи — это исключительно наращивание открытых запасов.
Свой вклад в это должны внести не только инженерные, но и экономические и правовые службы компаний. Они, в частности, должны обосновать и помочь государству возместить потери, нанесенные стране в прошлые годы. Так, открытое и разбуренное за бюджетные средства Сахалинское газоконденсатное месторождение при прошлой власти было передано так называемым «эффективным» владельцам, которые вопреки отечественной практике и проекту, разработанному соответствующими институтами, погнались за обогащением и сумели утвердить для этого месторождения с очень высоким содержанием газового конденсата... режим работы на истощение. Этим невежды нанесли стране непоправимый вред. А чтобы в дальнейшем сделать такие факты невозможными, следует, в частности, вспомнить, что в стране существует и работает Украинская нефтегазовая академия, которая имеет высокий научно-производственный потенциал и готова консультировать практиков по всем вопросам.