«Наибольшим противником Москвы будет Украина, которой нужно помочь обрести полную независимость». Эти пророческие слова в далеком 1940 году, в лагере для демобилизованных польских военнослужащих в Нотр-Дам де Ливрон под Тулузой написал в редактируемом им журнале Wrocimy («Мы вернемся») тогда молодой польский литератор, а впоследствии величайший поэт, переводчик и глашатай польско-украинского взаимопонимания Юзеф Лободовский.
Я вспоминал эти слова зимой 2014 года, когда видел польские флаги рядом с украинскими, а еще крымскотатарскими, белорусскими, грузинскими над восставшим киевским Майданом.
Я часто вспоминаю их в последнее время. Когда пару недель назад издатель передала мне сигнальный экземпляр переведенного моей женой и мною сборника пьес Славомира Мрожека. И на открытии выставки, посвященной памяти Ежи Гедройца. И сегодня, в преддверии печальной даты — 17 сентября (потому что помня, что Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года нападением гитлеровской Германии на Польшу — хотя локальные боевые действия на то время уже велись в разных углах мира) мы не должны забывать, что вскоре, 17 сентября, в Польшу в полном соответствии с пактом Молотова — Риббентропа вторглись советские войска.
Интересно, однако, придет ли в голову кому-то из депутатов Сейма, сенаторов Республики Польша инициировать отмечать на государственном уровне эту дату — 17 сентября, хотя бы как асимметричный ответ на праздник 4 ноября — День народного единства — установленный еще при первой каденции Владимира Путина как «день освобождения Москвы от польских интервентов»... в 1612 году.
Вспоминал я слова Юзефа Лободовского и когда читал постановление Сейма от 22 июля «Относительно почитания памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против граждан ІІ Речи Посполитой в 1943—1945 годах» и ответ на него — «Обращение в связи с нарушением парламентом Республики Польша договоренностей относительно совместной оценки польско-украинского противостояния в 1943—1945 годах», подписанное общественными деятелями Украины, некоторых из которых я лично знаю и уважаю.
Так, что теперь, после того, как слово было сказано? Тупик? И опять ищу ответ у Юзефа Лободовского. 3 декабря 1977 года в речи «Польско-украинское сотрудничество и его значение», произнесенной в Украинском народном доме в Нью-Йорке перед собраниями украинской эмиграции, он, в частности, сказал: «В прошлом всегда было так, что когда мы начинали ссориться, то при этом проигрывали обе стороны, а всегда выигрывала третья сторона».
Должен ли я сегодня объяснять, кого он имел в виду?
Позволю себе небольшой экскурс в историю.
В 1654 году состоялась Переяславская рада, которая в советской историографии получила ошибочное толкование «воссоединения» Украины с Россией. Ошибочное потому, что во-первых, никакой России тогда еще не было, это название Московщина убрала значительно позже, а во-вторых, воссоединиться может что-то, что уже было соединено ранее. Но главное то, что после этого «воссоединения» Украина постепенно теряла, пока окончательно не утратила независимость. Эту независимость нам принес распад СССР, который нынешний президент России назвал когда-то «наибольшей геополитической катастрофой ХХ века». И сегодня Украина в противостоянии с Россией завоевывает не провозглашенную, а настоящую независимость, ценой жизней лучших своих сыновей, пытаясь освободиться из удушающих «братских» объятий.
В 1686 году ценой раздела украинских земель был подписан московско-польский трактат о вечном мире. Долго ли продолжался этот «вечный» мир? Нет. Недолго. Он окончился тремя — 1772, 1793 и 1795 годов — разделами Польши.
Вот о чем должны помнить наши два общества.
Нужно ли объяснять, что если сегодня падет Украина, то завтра может пасть и Польша?
Давайте ориентироваться на Юзефа Лободовского. На его тезис о пожатии протянутой руки и на его слова, сказанные тогда же, в декабре 1977 года: «Если нам суждено опять ссориться в будущем, то сделаем это по крайней мере на руинах московской империи».
Сергей БОРЩЕВСКИЙ, писатель и дипломат, первый вице-президент Ассоциации украинских писателей, эксперт Центра исследования России