Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О вреде государственного протекционизма

Оккупированные территории Северного Кипра как пример экономического роста
13 сентября, 2016 - 10:09

Финансирование расходов на содержание переселенцев после аннексии Крыма и начала войны на востоке Украины стоили украинским налогоплательщикам в период с 2014 по 2016 год 5,8 млрд грн. Kроме того, выплаты по безработице для этой же категории граждан стоили 8.8 млрд грн. Отдельно были выплачены почти 40 млрд грн пенсионного обеспечения гражданам так называемых ДНР и ЛНР. То есть общие социальные выплаты составили почти 55 млрд грн. Одновременно количество внутренне перемещенных лиц составило 1,5 млн граждан. Для примера, население всей Черниговской области составляет около 1 млн граждан, население соседней Сумской, соответственно, 1,1 млн.

Для нашего государства это колоссальные финансовые расходы, так же как и огромная миграция трудовых ресурсов в пределах нашего государства. Проводя политику социальных вливаний, почувствовали ли эти социальные группы рост материального состояния? Судя по официально статистике, однозначно нет. Благосостояние большинства этих граждан остается на низком уровне.

При этом, если посмотреть на карту Украины за последние 25 лет, мы понесли огромные человеческие потери и, как следствие, имеем целые регионы с низкой плотностью населения, граничащие с той же РФ. Для примера, в одной Черниговской области около 30% сел сегодня почти обезлюднели, и эта тенденция растет. Мы имеем лишь единичные случаи переселения с востока Украины в такие обезлюдневшие регионы.

Человеческий фактор является ключевым для сохранения государством контроля над территорией и обеспечения защиты своих интересов.

Одним из примеров переселения большого количества граждан может быть Северный Кипр. Обретя в 1960 году независимость, Северный Кипр сохранил конфликтность на этнической почве. При поддержке военной диктатуры «черных полковников», находившихся у власти в Греции, на Кипре был совершен военный переворот. В ответ Турция ввела 30-тысячный военный контингент и взяла под контроль почти 37% республики Кипр.

При этом, до момента оккупации население тюркского происхождения составляло лишь 10%, остальные были греки.

В связи с тем, что Турция и Греция были странами — членами НАТО, в 1975 под эгидой ООН была введена миротворческая миссия, которая работает по сей день.

Уже в 1983 году была провозглашена Турецкая республика Северного Кипра. Со временем Турция для сохранения контроля оккупированной территории предприняла два шага:

1. Переселила на оккупированную территорию Северного Кипра 115 тыс. населения из континентальной Турции;

2. В 2014 году обеспечила поставки на Северный Кипр пресной воды по дну Средиземного моря.

Это позволило увеличить долю населения тюркского происхождения до 20%.

Интересным для нас будет процесс адаптации переселенцев и их поддержка на оккупированных территориях.

Лицам, которые соглашались переселиться с территории Турции на Северный Кипр, государство оказывало помощь. При этом стимулы для переселения такого количества населения не носили традиционные формы поддержки, которые интенсивно эксплуатирует Украина последние 25 лет, то есть предоставление минимальных социальных выплат без создания базы для поощрения предпринимательства и самой занятости населения.

Для турецкой власти главным было стимулирование предпринимательской активности переселенцев, особенно с учетом оттока активной части населения и капиталов с этой территории.

В частности, лицам которые согласились переселиться на Северный Кипр, предоставлялись кредиты на приобретение жилья и льготные условия для ведения предпринимательской деятельности.

Несмотря на все трудности, непризнание Северного Кипра и почти полную международную изоляцию, местная экономика демонстрирует поражающий рост: 2001—2005 годы — 5,4%, 6,9%, 11,4%, 15,4%, 10,6% соответственно. В целом, ВНП северного Кипра с начала политики переселения в период с 2000 года по 2009 вырос в три раза! Одним из приоритетных секторов развития местной экономики избран сектор образования.

Как следствие, стимулирование активной части населения и расчет на предпринимательские инициативы выполнили свою эволюционную функцию.

Сегодня, попав на Северный Кипр, иностранный турист практически не чувствует ограничений, начиная с того, что можно легко рассчитываться с помощью карточек международных платежных систем, заканчивая присутствием международных брендов, а самое главное — высоким уровнем предпринимательской активности местной общины!

Правительство Украины потратило на переселение из оккупированных территорий огромные финансовые ресурсы налогоплательщиков, имея полную международную поддержку, одно из самых благоприятных в Европе налоговых законодательств относительно малого и среднего бизнеса, получило абсолютно обратной эффект.

Сегодня, после двух лет войны, можно говорить, что указанные финансовые вложения и международная поддержка не принесли никакого позитивного экономического и социального эффекта, главное — такие значительные вливания абсолютно не стимулируют людей к предпринимательству и самой занятости. Мы не имеем ни экономического роста, ни социализации незаселенных территорий, а только активный отток наиболее активной прослойки за пределы Украины с одновременной быстрой люмпенизацией тех, кто рассчитывает на поддержку государства.

Очевидно, что выбранный путь минимального государственного протекционизма, без создания стимулов к труду и предпринимательству для переселенных граждан, не отвечают интересам государства и общества.

Виктор РОМАНЮК, народный депутат

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ