17 лет фотоистории. 115 фотовыставок по городам Украины. 778 награжденных фотографов. А еще — 35 городов, где прошли фотовыставки и 335 тысяч километров дорог (!) — от Чернигова до Севастополя, от Ужгорода до Донецка. Это лишь несколько впечатляющих фактов о Международном фотоконкурсе газеты «День», основание которого состоялось 15 сентября 1998 года.
Все эти годы «День» постоянно демонстрирует лучшие достижения украинских фотографов, задает темп роста для начинающих авторов и неутомимо стимулирует новые творческие поиски давно признанных мастеров. По словам участников конкурса, выставку с лучшими работами, которая традиционно откроется в начале ноября, они уже сегодня ожидают с нетерпением. Ведь это — единственная в стране платформа, где можно пообщаться и «сделать замеры» лучших достижений за год. А еще — получить впечатляющие призы, ведь конкурс «Дня» имеет беспрецедентный призовой фонд. А зрители в свою очередь звонят по телефону и пишут в редакцию со словами, что в ожидании результатов конкурса, потому что это... «качественно другой взгляд на страну».
В это воскресенье, 18 сентября, должен был завершиться прием нынешних работ на ХVІІI Международный фотоконкурс газеты «День». Однако, несмотря на то, что в юбилейный 20-летний год «Дня» на конкурс уже подано рекордное количество работ, члены жюри объявили о продолжении приема фотографий до 30 сентября. Это, прежде всего, просьба самих авторов, часть из которых находится в зоне АТО и не успела послать конкурсные работы. Напоминаем, что со всеми условиями конкурса можно ознакомиться на сайте «Дня», на страницах газеты и наших страницах в социальных сетях. Главный же критерий к работе — качество содержания. Как отметила главный редактор «Дня» Лариса Ившина, «в конкурсных фотографиях должно быть что-то большее, чем собственно фотография».
УРОЖАЙ ФОТО-«Дня». ЗА 18 ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОТОКОНКУРСА ВЫШЛИ ПЯТЬ АЛЬМАНАХОВ С ЛУЧШИМИ РАБОТАМИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЕРОВ / ФОТОКОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«Фотография — это огромная сила, она в себе аккумулирует значительное смысловое наполнение. Фотографию выбирают на конкурс тогда, когда в ней есть еще что-то, кроме собственно фотографии. Есть энергия того, кто снимает, есть его прицельный взгляд, который смотрит вглубь, — отметила во вступительной статье к глянцу «Маршрут №1. Фотобиеннале страны» Лариса Ившина. — Мне кажется, что фотографы потому такие молчаливые, потому что они все показали через снимки. Зрителям остается «прочитать» фотографию».
По словам члена жюри фотоконкурса, бильд-редактора «Дня» Николая Тимченко, в прошлом году статистика конкурса поражала — около 200 участников прислало более 3200 работ. Но в этом — юбилейном для газеты году — работ может быть еще больше. «Немало репортажной съемки пришло на конкурс из зоны АТО, фотографии бойцов, их условия жизни и боевой дух, тамошних жителей, которые вынуждены прятаться и спасать жизнь от обстрелов, — посылают как профессиональные фотографы, так и волонтеры, — рассказывает Николай Тимченко. — Однако подавляющее большинство работ посвящено не только войне. На фотографии — важнейшие вехи жизни страны за год. Содержание, ракурс, фокус и в целом композиция некоторых фотографий еще до рассмотрения жюри показывают, что в этом году фотовыставка будет невероятно впечатляющей и сильной».
Одним из открытий прошлогоднего конкурса стал Станислав Козлюк. По результатам решения жюри, он получил сразу 5 знаков отличия, в частности от кафе «VeganoHooliganoFamily» и Вега-супермаркетов за работу «Неравный бой» и от Грузинско-украинского культурного творческого центра — за работу «Годовщина Майдана». Станислав уже представил работы на конкурс, ожидает решения жюри и призывает других фотографов не медлить.
«Представляю снимки на фотоконкурс «Дня» уже три года. На днях послал 25 свежих и наиболее сильных своих работ. Хочу верить, что жюри их отметит, — комментирует «Дню» Станислав Козлюк. — Сегодня на международной арене Украина, к сожалению, теряет позиции заинтересованности. У нас война перестала быть в активной фазе — и мир сразу теряет интерес, как бы это цинично ни звучало. Зарубежные медиа просят фоторепортажи лишь тогда, когда есть обострение в зоне АТО. Если ты не снял момент обстрела, сам бой — тогда западные медиа почти не интересуются съемкой. И когда мир, в частности Запад, становится более жестким и циничным, в самой Украине фотография остается востребованной. И не только — с войны, и не только с момента боя. Прежде всего, это представляет «День».
По словам Станислава, большинство украинских фотокоров поддерживают дружеский контакт, есть определенная солидарность, следят за творческими достижениями друг друга. И главный фотоконкурс страны — конкурс «Дня» — является для всех важной площадкой консолидации усилий.
«Абсолютно соглашаюсь с позицией «Дня», что сегодня в фотографии должно быть больше, чем просто фотографии, обычной иллюстрации, документа. Качественная фотография должна нести социальную нагрузку, идею, четкий посыл для общества. Это — важные критерии. И именно такие снимки — труднее всего «поймать», — продолжает Станислав Козлюк. — Фотография без содержания — не фотография. К примеру, я не просто фотографирую, но и пишу истории к своим снимкам. Признаюсь, что не один раз замечал, что ты можешь несколько страниц текста написать, но он не поразит так сильно, как одна-единственная фотография — например, копателей янтаря. Можно триста раз описывать, как разрушают лес и незаконно копают янтарь. А можешь сделать одну фотографию, — и попасть на первую страницу «Дня» и фотовыставку».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр КЛИМЕНКО, фотограф, обладатель Приза Призов «Золотой День» Фотоконкурса «День»-2015:
— Без всякого подхалимажа, фотовыставки «Дня» — всегда очень крутые события, уникальные для Украины. Очень благодарен главному редактору «Дня» Ларисе Ившиной, что благодаря ей проходит Международный фотоконкурс и по его результатам — фотовыставка. Фотография — это вообще очень субъективная штука. Я опытный, мягко говоря, фотограф. Видел миллионы фотографий и тысячи сделал сам, потому мне тяжело судить, какая из фотографий вообще лучшая. Но лично мне фото, которые побеждают в конкурсе, — таки кажутся лучшими. И традиционно много работ на каждой выставке запоминаются надолго.
Наталья КРАВЧУК, фотограф, обладатель Приза Призов «Золотой День» Фотоконкурса «День»-2013:
— Международный фотоконкурс «Дня» — это единственный и самый старый в Украине фотоконкурс. Это замечательно, что он существует. Мне кажется, что этот конкурс не мешало бы поддержать и на государственном уровне. Ведь и сам конкурс, и фотовыставка по его результатам держится только на личной инициативе главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной, а государственная поддержка открыла бы новые горизонты. Тем, чем начала заниматься страна в последние годы, главный редактор «Дня» занимается уже 20 лет. Мне бы хотелось, чтобы в будущем Международный фотоконкурс «Дня» достиг высот World Press Photo — он этого заслуживает.
Николай ТИМЧЕНКО, бильд-редактор «Дня», обладатель Гран-при Фотоконкурса «День»-2014:
— Фотовыставка «Дня» — это всегда явление. Многие коллеги раскрываются для меня по-новому. Я знаю многих, слежу более-менее, что они делают, что у них и где печатается. Но именно фотоконкурс дал мне возможность оценить масштабы работы, которую они делают. Многие снимки являются «неформатом» для изданий, где они работают, или они разрабатывают какую-то особенную тему, делают целые проекты — и отсылают на наш фотоконкурс. И я рад, что могу это увидеть, что узнаю о своих друзьях и коллегах, об их творчестве, их мнениях больше. Фотоконкурс «Дня» открывает новые имена. Было несколько ярких случаев, когда фотограф впервые подавался на конкурс в номинации «Мир глазами детей», то есть не имея еще 18 лет, а затем — ежегодно — профессионально рос и дорастал до Гран-при. Эти процессы могут быть незаметны широкой общественности, а мы эти истории знаем изнутри. Поэтому я бы не говорил, что мы формируем конкурентное поле, я бы сказал, что мы творим солидарную среду. Вы же видели, как радуются фотографы друг за друга, когда их награждают.