Многочисленные фильмы ужасов начинаются с того, что веселая компания поворачивает на своем авто на незнакомую дорогу. Поворот не туда всегда завершается кошмаром, с которым главные герои борются вплоть до финальных титров киноленты.
История отечественной журналистики напоминает мне этот типичный сюжет фильма ужасов. Где-то, наверно, в конце 90-х — в начале 2000-х, веселые и преисполненные надежд украинские журналисты сделали тот самый поворот не туда.
Сначала ошибочность пути была незаметной. Выборы и корпоративные скандалы поддерживали средства массовой информации на плаву и обеспечивали зажиточную жизнь как СМИ, так и их работникам.
В кино так же в начале неверно избранного пути все вокруг кажется привычным — таким, как и раньше. Но постепенно пейзаж за окном меняется...
В случае с украинскими медиа, они в конечном итоге попадают в призрачный мир симулякров и привидений, которые создают опытные мастера иллюзий и внушения (еще их называют политтехнологами). Вести с «того света» потом транслируются в материалах и сюжетах в головы людей из настоящей жизни. Люди пытаются с этим бороться — например, меньше смотрят телевизор. Но специалисты по манипуляциям находят новые способы донесения необходимых месседжей — например, бесплатные газеты или интернет-проекты, которые маскируются под независимые медиа...
В том мире отменены все принятые в цивилизованном мире требования к журналистике, зато тем, кто туда попадает, обеспечивают комфортную и безбедную жизнь.
Большие нерыночные деньги времен становления в Украине олигархической экономики разрушили не только независимую журналистику — они уничтожили фундамент для строительства независимых СМИ независимой Украины. С тех пор все наибольшие и самые богатые медиапроекты страны не имеют никакого отношения к свободному рынку и свободе слова. На все есть свой заказчик, а вместо журналистских стандартов есть заказ того, кто дает деньги.
Некоторые медийщики, сначала повернувшие не туда и долго блуждавшие в темноте, находили силы вернуться на дорогу, по которой двигаются медиа цивилизованного мира, с цивилизованными стандартами и правилами. Но только до следующего поворота, где яркие и многообещающие огоньки снова манили их и вынуждали снова поворачивать не туда...
Некоторые СМИ и отдельные журналисты никуда не повернули, и продолжают еще с 90-х — на «малолитражках», а иногда и «пешком» — упрямо продвигаться дальше по главной дороге, где сохранились общеприемлемые ориентиры и ценности, никуда не сворачивая. Просто потому, что они считают это правильным курсом. Но их труд, за миганием ярких симулякров с «того света», почти незаметен ни для государства, ни для широких слоев общественности.
Первые настораживающие признаки изменений в украинском медиапространстве стали заметными в 2004 году, во время президентских предвыборных гонок и борьбы Януковича и Ющенко. Отечественные СМИ без всякого зазрения совести размещали в своих эфирах рекламные ролики о разделении Украины на три части, согласно «сортам» украинцев, и демонстрировали видеоклипы на песню Иосифа Кобзона об угрозе гражданской войны.
Именно тогда, выбирая между другим государством с большими деньгами и Украиной почти без денег, владельцы и руководители медиа сделали окончательный выбор в пользу российских денег. Журналисты, согласившиеся работать в таких медиа, впервые продемонстрировали толерантность даже к абсолютно враждебной пропаганде, а государство впервые обнаружило, что не имеет влияния на свое информационное пространство.
Потом была оранжевая революция, всплеск гражданской активности журналистов, публичный отказ от неправды и надежда на то, что медиа наконец вернулись на путь, по которому идут медиа в цивилизованных странах. Но наступил период «универсала», договоренностей между Ющенко и Януковичем, сотрудничества всех со всеми в политике и бизнес-конфликтов, которые хорошо пополняли бюджеты СМИ... И все вернулось «на круги своя».
Отдельные медиа с переменным успехом пытались продвигаться далее по цивилизованному пути, но значительная часть украинской журналистики окончательно выбрала путь, который ведет не туда, в мир обогащения и игнорирования интересов общества и страны.
А государство, окончательно смирившись с тем, что у него нет ресурсов на развитие отечественных медиа, потеряло к тому же и желание этим заниматься, и отдало все внутреннее информационное пространство на откуп частным интересам, иногда абсолютно антигосударственным.
В таком состоянии украинская журналистика встретила войну.
Оказалось, что подавляющая часть медиа-деятелей ориентирована на заработок, что гражданская позиция принимается журналистами-гражданами Украины как наивная глупость или ругательство, что владельцы и менеджеры медиа без проблем соглашаются продвигать интересы агрессора, если за это платят.
В этих условиях любая враждебная пропаганда, если есть бюджет, продвигается легко и быстро. А государственные интересы не могут найти свое отображение в информационной картине страны не только потому, что за это никто не платит, но и потому, что за все эти годы своего существования независимая Украина не удосужилась ни на формирование государственных интересов в информационной сфере, ни на создание своих эффективных каналов коммуникации государства с обществом, ни на воспитание достаточного количества журналистов-граждан, а не заробитчан, которые, вопреки всем искушениям, НЕ повернут не туда...
Государство оказалось абсолютно неспособным решать информационные вопросы даже в условиях смертельной угрозы, и теперь читатели, слушатели и зрители, которые остались гражданами, постепенно начинают ненавидеть всех журналистов подряд.
Поворот не туда, который сделала украинская журналистика почти два десятка лет тому назад, привел целую отрасль (медиа) и целое направление национальной безопасности (информационную безопасность) к разрушению.
С чего начинать восстановление?
С формулировки государственных интересов развития отечественного медиапространства. Этот основной путь, по которому движутся медиа всего мира, должен быть проложен и очерчен и для Украины, должны быть созданы условия для существования и развития настоящих средств массовой информации, а не их симулякров, изменена система профессиональной подготовки и воспитания журналистов-граждан, а не заробитчан от журналистики. Но для начала необходимо, чтобы хоть кто-то из руководителей государства понял, что полноценные, настоящие медиа — это фундаментальная отрасль для существования страны, а не инструмент для продвижения личных интересов или зарабатывания средств.