В начале 1990-х один тогда молодой еще политик (из числа тех, кто стремился строить Украину «с нуля», «без красных и желто-голубых») с искренним возмущением говорил автору этой статьи: «Ничего не понимаю! Что это за народ — Ирванец пишет стихотворение: «Любіть Оклахому! Вночі і в обід, Як неньку і дедді достоту! Любіть Індіану! Й так само любить Північну й Південну Дакоту», — и ничего, хотя он позволяет себе издеваться и над классиком украинской литературы, и над всеми священными вещами. А только кто-то из нашего круга попробует зацепить какие-то действительно серьезные проблемы, в любой форме, то ли академической, то ли юмористической, и так же отбросить все эти условности — сразу начинается крик. Чем мы хуже, чем эти Ирванцы, Андруховичи и, Забужки? Мы тоже за демократию, тоже за независимую Украину, хотя и видим ее по-своему...»
Политик тот так и остался «вечно молодым», не став хоть сколько-нибудь весомой фигурой, не получив поддержки ни от кого и не поняв, что дьявол прячется в деталях, в интонации, в акцентах заявлений, в почти неуловимой рациональными средствами, но очень хорошо ощутимой для общественности ауре.
Ситуации такого плана с того времени повторялись не раз, вплоть до нынешнего скандала с выступлением команды «95 квартала» в Юрмале, запись которого недавно показало украинское телевидение. Известный шоумен Владимир Зеленский и его коллеги высмеяли как украинских политиков, так и саму Украину. В частности, в номере, где пародировались президент Петр Порошенко, экс-президент Виктор Янукович и мэр Киева Виталий Кличко, Зеленский назвал Украину «нищенкой» и «актрисой немецкого фильма для взрослых», которая, мол, «готова принять любое количество с любой стороны». А еще он заявил под аплодисменты аудитории (все, конечно, на русском языке): «Что такое Украина и почему в нее сегодня выгодно выбрасывать свои деньги? Простите, вкладывать. Мы достигли нового уровня экономики — он называется нищета».
Если бы Владимир Зеленский извинился за свой неудачный юмор или хотя бы промолчал, не реагируя на то, что сказано по этому поводу в соцсетях, в том числе и людьми известными и авторитетными, то — как по мне — дальнейший разговор был бы не очень нужным. Однако Зеленский агрессивно ринулся в бой, заявив: «Шутка, которая вызвала бурное обсуждение, не имеет двух, трех смыслов. Суть проста этой репризы: достаточно брать кредиты, за которые отвечать нашим детям, внукам и тем, кто будет жить после нас и нести ответственность за все те гадкие дела, которые творим мы. Мы — гордый народ, не попрошайки. Это шутка о поступках наших вершителей, нашей власти, не о людях и не о нашей стране... Мы любим свою страну и боремся за ее свободу, свободу слова и мышления каждой своей программой, каждой секундой».
Ну, а дальше в адрес своих критиков он употребил слова «продажные, заказные и мелкие особи», которых, мол, «и людьми не назовешь». И так далее, и тому подобное — вплоть до терминов, которые обычно в печати не употребляются. И гордо закончил: «Мы — квартал! Мы — патриоты! А кто они?»
Если это шутка — то по меньшей мере неудачная, потому что все знают, кто такие Виталий Портников или Николай Томенко, которые рассудительно и сокрушительно охарактеризовали выступление Зеленского и Ко в Юрмале. А если не шутка. Ну, тогда я даже не знаю, что сказать. Потому что это уже не сфера политологии, а область патопсихологии.
Впрочем, Зеленский не дошел до уровня когда-то известной команды КВН «Одесских джентльменов», которая в 1990-х, после обретения Украиной независимости, сначала шутила на тему, являются ли крымские вина украинскими, а затем дошла до репризы на тему гимна: «Ще не вмерла Україна — ничего, мы подождем». На мой взгляд, Зеленский действительно искренен, когда говорит, что «95 квартал» и он сам — патриоты. Однако какой-то очень своеобразный у них патриотизм. С одной стороны, поддержка украинских бойцов в противостоянии московской агрессии в 2014 году. С другой стороны, попытка «срубить бабло» на российском рынке и в выступлениях перед пропутински ориентированной аудиторией. Например в Юрмале, где завсегдатаями являются те «русскоязычные» жители-неграждане Латвии, которые любят Путина и «великую Россию», ненавидят «латвийских националистов» и Европу, а в то же время не собираются эмигрировать на историческую родину, поскольку там им бы жилось значительно хуже, и не только в материальном плане. На такую, прямо скажем, туповатую аудиторию и рассчитывает «экспортный вариант» юмора «95 квартала». Такой юмор не имеет ничего общего с действительно высококачественными современными образцами российского юмора и сатиры, представленными, скажем, творчеством Виктора Шендеровича или Игоря Иртеньева. И дело тут вовсе не в политических ориентациях названных авторов, а в их умении смотреть в корень проблем и находить точные словесные формулы для своего виденья.
Но «95 квартал» никогда не ориентировался на такие образцы в российской культуре, хотя именно на ее «облегченном варианте» выстроил свою популярность среди определенных кругов в Украине. Это та публика, которая ходила на концерты Верки Сердючки, а когда речь шла о «серьезной музыке» — на Иосифа Кобзона. Теперь многие из нее действительно обижены на Москву — мы же братья, у нас столько общего, а вы так отвратительно ведете себя! — но в культурном плане российский маскульт и российский рынок остаются у этих людей приоритетами.
Обратим внимание: такие российские авторы, как Шендерович, Иртеньев и другие, не заигрывают с аудиторией, не ориентируются на зарубежную публику, их слова обращены к самим россиянам, они средствами юмора и сатиры пытаются хотя бы немного исцелить свою страну. И Остап Вишня в «Чухраїнцях» обращался не к полякам или белорусам... И стихотворение «Любіть Оклахому» адресован не американцам. А вот Зеленский и Ко позволяют себе искать благосклонности у откровенно шовинистических «русскоязычных» империалистов за пределами России.
И еще одно. «Экономическую составляющую» выступления Зеленского проанализировал блогер Серж Марко, приведя конкретные цифры и суммировав: «Вова, не то плохо, что страна берет кредиты. А то, что тупой клоун на сцене перед другими странами берется судить об этом... При тебе наш внешний долг вырос при помощи Ющенко и Януковича в три!!! Раза, и ты молчал. Тебя это не беспокоило, и ты почему-то не сравнивал страну с порноактрисой. А теперь, когда наш внешний долг упал до уровня 2011 года, уменьшившись более чем на 20 млрд, при этом мы уже больше года никаких кредитов и траншей не брали и умудрились при этом увеличить золотовалютные резервы страны — ты вдруг возопил... А значит, ты лжешь об экономической ситуации в стране на международном фестивале, но лжешь не на тему уровня жизни в стране, а на ту самую «политическую» тему, кредитного проекта с МВФ, критикуя его, хотя он нехило помог этой стране. При этом, абсолютно не разбираясь в вопросе — ты готов унизить даже образ своей страны».
Что к этому прибавить? Разве что констатацию: пока «актрисой фильма для взрослых» выступила команда «95 квартала» во главе со своим лидером...