Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нетривиальная задача для культурной дипломатии

Будут ли международные литературные и другие культурные площадки между Украиной и Россией выбирать Украину?
16 сентября, 2016 - 12:08

Скандал вокруг приглашения Захария Прилепина на «Фестиваль Конрада» в Кракове, как выглядит пока, разрешился в интересах Украины. Коротко напоминаю фабулу. На известный международный литературный фестиваль в Польше, «Фестиваль Конрада», который должен состояться в конце октября, пригласили одиозного русского писателя Захария Прилепина. С одной стороны, Прилепина многие из критиков и читателей ценят как интересного прозаика, с другой стороны, он сторонник российской имперской идеологии, регулярно ездит в оккупированную часть Донбасса, поддерживает идею создания там «республик» и их присоединения к России (и в этом он  последовательнее, чем  сегодняшняя официальная кремлевская позиция), конечно, активно пропагандирует антиукраинские взгляды. Так же пригласили на фестиваль и украинских авторов. Взрыва было не избежать.

И в самом деле, когда информация о Прилепине стала широко известной, далеко не только украинцы выразили возмущение таким приглашением во время войны. Пошли разговоры о бойкоте фестиваля. И вот, как можно догадаться, переговоры, заявления и демарши дали результат: на сайте «Фестиваля Конрада» вывесили заявление арт-директора фестиваля Михала Павела Марковского и программного директора Гжегожа Янковича. Оно сформулировано в том духе, что Прилепина пригласили, потому что фестиваль является открытым к дискуссиям, и критику национализма было бы хорошо проводить именно в диалоге с ярким националистом, но, поскольку его фигура вызвала настолько болезненную реакцию, встречу постановили перенести на «лучшее время».

Что же, маленькая, но важная победа.

Которая, однако, должна заставить задуматься и попробовать просчитать некоторые шаги наперед. По моему убеждению, подобные инциденты в дальнейшем только будут учащаться. Если, конечно, не будет какого-то глобального обострения конфликта и бомбардировок Киева, Львова или Риги, «специфические» российские деятели культуры каждый раз все больше будут появляться на международных форумах. Об этом свидетельствует простая логика. Наша война — давно не в центре внимания мировых средств массовой информации. Для многих жителей многих стран (особенно тех, которые непосредственно с нами не граничат) ее суть понятна очень условно. Представим, если бы каталонские поэты, которые часто посещают Форум издателей во Львове, начали бы протестовать, что в Киеве выступал Льйоса и очень остро высказывался против каталонского движения за независимость. Конечно, большинству украинцев было бы не просто по ходу разобраться в этой коллизии. Или сориентироваться среди представителей балканских стран, «которые постоянно между собой воюют». Вот так и восточнославянские драмы извне не всегда выглядят прозрачно. Наконец, имеет значение здесь и традиция принятия русской культуры, особого уважения к ней. Понятно, что подобного восприятия культуры украинской быть не может, основы хотя бы элементарного узнавания закладываются только сегодня.

Все это значит, что различные прилепины в широком смысле имеют все шансы и дальше попадать на международные площадки (тем более, что эстетично интересных и популярных «имперцев» в русской литературе, и не только литературе, хватает — действительно богатая и яркая русская культура совсем не исчерпывается благосклонными к нам либералами). Кстати, руководитель украинского бюро «Креативная Европа» Ирина Викирчак в своем блоге выразила убеждение, что, хотя Прилепин и не попадет на «Фестиваль Конрада», он непременно  приедет-таки в Краков и выступит на каком-то альтернативном мероприятии. Можно представить, что реклама этому мероприятию уже не нужна. Так же можно представить, что там будет сказано об Украине и украинцах, в частности на фоне нынешних тенденций в гуманитарной сфере украинско-польских отношений.

Как на это реагировать? Сегодня на фестиваль в Польше так или иначе повлиять удалось. Завтра в какой-либо условной стране, от нас более отдаленной, ничего не выйдет. Они захотят услышать противоположную сторону — и точка. Или просто  дипломатически намекнут, что у них нет времени и вдохновения разбираться во всей той путанице на востоке. А на угрозы бойкота скажут: «Ну, не приезжайте». То есть, конечно, может такого и не случится, может, они все поймут, но лучше таки иметь в виду неблагоприятный вариант.

Что делать? Бойкотировать? А как тогда дело продвижения нашей культуры, создания какого-то представления об Украине? Не придется ли со временем бойкотировать вообще все? И не станет ли русская мысль об Украине безальтернативной? Ехать и «свое делать»? А как тогда с достоинством? Не будет ли это выглядеть так, что мы просто утерлись от плевка и мирно улыбаемся? Ехать и протестовать, везде методически объяснять, кто такие российские имперцы, приходить на их мероприятия, спорить там, срывать их? Есть риск превратиться в политических шутов.

Действительно нетривиальная задача для украинской культурной дипломатии, для каждого украинского культурного деятеля. По-видимому, названные варианты реакции нужно пробовать комбинировать, в зависимости от обстоятельств и возможностей, но четкого и очевидного рецепта пока еще не видно, его следует попробовать выработать. Каждый раз нужно быть готовыми к тому, что нам в мировом информационном пространстве придется самим обосновывать свою правоту в вопросах российской агрессии и тому подобное. Доказывать ее не только перед единомышленниками, не только в комфортных условиях международных санкций, обструкций и бойкотов в отношении наших врагов, но и тогда, когда прокремлевская позиция будет иметь возможность звучать во весь голос. Рассчитывая в первую очередь на себя.

Олег КОЦАРЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ