В Азербайджане прошел референдум по изменениям в конституции. Как сообщил ЦИК, за два часа до закрытия участков проголосовало более 60% избирателей при необходимой норме в 25%. Собственно никто и сомневался в том, что голосование пройдет успешно, и граждане подтвердят внесение поправок в Основной закон. Опросы накануне голосования, проведенные американской организацией AJF&Associates, Inc показали, что 92,8% респондентов выразили согласие с внесением дополнений и изменений в конституцию. Французский институт исследований Opinion Way дал результат в 87% респондентов одобривших инициативу президента.
Надо сказать, что нынешние изменения в конституции третьи по счету.
Первые масштабные корректировки были внесены в августе 2002 года. Тогда в 24 статьи было внесено 39 поправок. В частности, предусматривалось учреждение уполномоченного по правам человека (омбудсмена), а также предоставлением гражданам права напрямую обращаться в конституционный суд и наделением Милли Меджлиса (парламента) полномочиями назначать судей апелляционных судов по представлению президента. Тем самым законодательство Азербайджана было приближено к европейским нормам.
В конце 2008 года правящая партия «Ени Азербайджан» (Новый Азербайджан) инициировала внесение изменений в конституцию после президентских выборов, которые второй раз выиграл действующий президент Ильхам Алиев. В марте 2009 года после референдума были внесены 41 поправка в 29 статей. Главной было снятие ограничений на количество избраний подряд для поста президента.
На прошедшем референдуме подтверждено внесение в конституцию положения о роспуске Милли Меджлиса, а также снижение возрастного ценза с 25 до 18 лет на право быть депутатом парламента. Согласно демографическим данным, молодежь составляет 66% населения Азербайджана. Как отмечают местные эксперты, есть все основания для привлечения ее в активную общественно-политическую, социально-экономическую, культурную и т.д. жизнь страны. Это обстоятельство учитывает внесенная поправка по снижению возрастного ценза для избрания депутатом парламента.
Теперь вводятся посты первого вице-президента и вице-президента. Первый будет наделен полномочиями главы государства в случае досрочного ухода президента с должности. В предыдущей редакции конституции эти полномочия переходили к премьер-министру.
Кроме того, вводится норма, что президент Азербайджана получает возможность досрочного роспуска Милли Меджлиса, а также назначения внеочередных выборов главы государства. Если такие выборы будут проводиться, то время избирательной кампании сокращается с 90 дней до 60.
Как сказал руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, теперь «основная тяжесть исполнительной власти перейдет к институту президентства, который будет усилен вице-президентами», а премьер-министр будет решать преимущественно экономические задачи.
На прошедшем референдуме было подтверждено изменений статьи 100, из которой исключается возрастное ограничение для избрания на пост президента. Ранее выдвигаться имел право гражданин в возрасте «не моложе 35 лет».
Вторая важная новелла. В статье 101 срок президентских полномочий устанавливается не пять, а семь лет. Следующие выборы главы государства должны пройти в 2018 году и если Ильхам Алиев будет на них баллотироваться, в чем пока нет никаких сомнений, то его четвертый срок закончится в 2025 году. Здесь возникает связь изменений в две приведенные статьи конституции.
В Баку и, особенно за границей, связывают изменения в две приведенные статьи с возрастом сына Ильхама Алиева Гейдаром. В 2025 году ему исполнится 28 лет. Вроде таким образом обеспечивается династическая преемственность. Однако Велизаде не связывает упразднение возрастного ценза для высших должностных лиц с возможным приходом в политику сына действующего президента Гейдара Алиева. «Я не думаю, что вопрос об обеспечении преемственности власти стоит так остро. Действующему президенту Ильхаму Алиеву еще не исполнилось 55 лет, а это возраст расцвета для политика. Кроме того, семь лет назад в конституцию уже были внесены изменения, согласно которым президент может переизбираться неограниченное количество раз». Скорее всего, эти предположения несколько преждевременны.
Изменения в Основной закон вносятся с учетом изменений внутренней жизни страны и международной обстановки. Дуга нестабильности все ближе к Азербайджану и ничего удивительного нет в том, что власть принимает меры по поддержанию внутренней стабильности в стране с учетом все усиливающихся вызовов. Кроме того, следует учитывать неразрешенный конфликт вокруг Нагорного Карабаха и его негативное влияние на положение в государстве.
Падение цен на нефть серьезно ударило по экономике Азербайджана и обострило проблему более быстрого реформирования экономики и финансов. Развитие ненефтяного сектора уже не просто на повестке дня, а насущная потребность. Для этого необходима стабильность и устойчивость властной конструкции. На что и нацелены принятые поправки.
Политический аспект прошедшего референдума также важно учитывать. В очередной раз подтвердилось, что светская оппозиция в Азербайджане слаба и раздроблена. Призывы партии «Мусават» бойкотировать референдум поддержки не получили. Митинги против референдума даже по данным оппозиционеров собрали несколько тысяч человек. Понятно, что это очень мало, чтобы составить власти реальную конкуренцию.
Хотя европейские эксперты и подвергли внесенные поправки критике, похоже, что этим дело и кончится. Слишком важный игрок Азербайджан в бассейне Каспийского моря, чтобы принимать против него какие-либо меры. Как пишет «Независимая газета», во второй половине августа в посольствах США, Великобритании и Франции были проведены активные консультации с представителями местной оппозиции. И на этом пока все.
Что касается отношений Украины с Азербайджаном, то они основаны на взаимном уважении территориальной целостности и имеют хорошую основу для углубления экономического сотрудничества. Стабильный Азербайджан — давний друг нашей страны. Будем надеяться, что на долгие годы.