Среди гостей львовского Форума издателей-2016 была Алла Дудаева — художница, писательница, телеведущая. Она — вдова Джохара Дудаева, национального героя и, вероятно, самого известного в мире чеченца. Его народ провозгласил независимость сразу после распада Советского Союза, равно как и украинцы. В 1991 Дудаев стал первым Президентом Чеченской республики Ичкерия, он руководил армией, которая смогла победить Россию в ходе Первой чеченской войны. В 1996-ом его убили. Почти десять лет горцы воевали с Россией, однако война завершилась для них полной оккупацией. Пани Алла, была вынуждена покинуть страну из-за опасности для собственной жизни.
В начале 2000-х она написала книгу «Миллион первый» — об их с Джохаром Дудаевым жизненной судьбе. Одна из первых историй книги — рассказ о том, как дочка советского офицера Алла на танцах познакомилась с молодым чеченцем, они говорили о лезгинке. О послевоенной депортации чеченцев в Казахстан, стотысячных смертях, а также о традициях, гостеприимстве и борьбе этого народа против империи она узнала позже. Такой же путь пройдет и каждый читатель книги. Книга переведена уже на семь языков, а во Львове Алла Дудаева представила новый украинский перевод.
— Пани Алла, почему вы решили написать эту книгу? Какой была ваша основная цель?
— Эта книга — ответ на вопрос многих людей о том, жив ли Джохар. По миру распространялись слухи, якобы ему удалось спастись. Эта книга — констатация его гибели. Я убеждена, что чеченский народ должен был знать, как умер наш лидер.
— С каким настроением вы работали над книгой? Как удалось преодолеть эмоции?
— Когда писала ее, по-настоящему страдала. Мне казалось — снова чувствую то, что пережила в 1996, когда три дня сидела рядом с раненым умирающим Джохаром. Тогда старалась не плакать, сдерживала слезы изо всех сил. Когда книга, над страницами которой иногда плакала, была завершена, я почувствовала, что больше нет слез. Я передала их другим людям — читателям.
— Какую реакцию ожидаете от украинских читателей? Для кого книга будет интересна прежде всего?
— Думаю, эта книга заинтересует большинство украинцев, но особенно — тех, кто имеет отношение к войне на востоке. То, как чеченский народ воевал с Россией, сегодня исследуют военные специалисты многих стран мира. У них вызывает удивление, что маленькому народу удалось победить империю, которой боялся весь мир. Из оружия у нас были только автоматы и гранатометы, с которыми мы должны были противостоять полноценной армии. Украинцам, которые сейчас воюют с тем же врагом, могут быть полезны методы, которые использовал Джохар.
— О каких именно методах идет речь?
— Однажды Джохар звонил Президенту Ингушетии — Руслану Аушеву. Он знал, что телефон прослушивается. Когда Аушев спросил у него, как дела, Дудаев ответил, что все нормально, но российские танки уже рядом, а против них нечем бороться, мол, нет даже гранатометов. Джохар специально так сказал. Он завлек россиян в ловушку в г. Грозный. За месяц до этого разговора чеченцы нашли замаскированный склад с гранатометами, научились ими пользоваться. Сетованием на отсутствие оружия Джохар подтолкнул врага войти в город на танках. Россияне, которые надеялись на то, что автоматы ничем им не навредят, так и сделали. Чеченцы с гранатометами расположились на крышах. Танковая дивизия, королева полей, оказалась зажатой между домами, без единой возможности для маневра.
Война с таким сильным противником, как Россия, вынуждала придумывать новые способы борьбы. Перед взятием Грозного, которое состоялось 6 марта 1996 года, Дудаев собрал штаб, военные долго планировали операцию. Столицу Чечни нужно было взять так, чтобы не расстрелять российские военные части, а окружить их. Так и было сделано, у россиян не было других вариантов, кроме как сдаться. У нас были их пленные, следовательно, российская сторона не могла использовать авиацию и расстрелять город, потому что не хотелось наносить вред своим бойцам. Мы достигли цели. Это было новое слово в военной стратегии. Преимущественно, когда воюют два народа, у них обоих есть авиация. У нас же не было не только авиации, но и даже зениток, чтобы сбивать чужие самолеты. Журналисты спрашивали Джохара, зачем он захватил Грозный. В ответ он всегда шутил: «Чтобы показать всему миру, как нужно брать города».
Потом в августе, уже после гибели Джохара чеченцы повторили такой сценарий и опять взяли Грозный. Окруженные российские солдаты снова просили о помощи, а российское руководство должно было решать дилемму: жертвовать своими или начинать мирные переговоры.
— Название вашей книги указывает на то, что Джохар Дудаев был достаточно скромным человеком, «миллион первым чеченским генералом»...
— Люблю повторять его фразу «все решает пан народ». Чеченцы решили стать свободными, и Джохар верил в то, что должно помогать им в этом. Тогдашний руководитель еще Советской России Борис Ельцин убеждал: «Берите столько суверенитетов, сколько сможете проглотить». Советский Союз распался, поэтому чеченский народ получил шанс на освобождение. Шанс выйти из империи, с которой этот народ боролся 400 лет. Такой случай дала сама история, и мы не могли не воспользоваться им. Самое важное, что сделал Джохар — он стал лидером своего народа. А когда народ и тот, кто его возглавляет, составляют единое целое — они непобедимы.
— Сложно ли вам давалась роль жены лидера нации?
— В течение всей жизни, и когда Джохар служил в армии, и когда стал Президентом, я не вмешивалась во все эти дела. Он говорил: «Я — казенный человек». Приходил домой отдыхать. Я садилась около него, разговаривала с ним, рассказывала, какие стихотворения написала, что прочитала за день.
— Имел ли он какое-то влияние на ваше творчество?
— Если писала при нем картину, он часто меня останавливал — говорил, что робота уже готова и шутил, что я слишком сильно стараюсь. Когда мы приехали в Грозный, Джохар рассказал, что его жена — художница, и меня пригласили на юбилейную выставку в 1990 году. Муж посоветовал мне написать что-то такое, что понравилось бы чеченцам. Перед этой выставкой я нарисовала картину «Абрек. Выселение в Казахстан», сюжет которой касался послевоенной депортации чеченцев. Картина получила на выставке второе место, мне предлагали за нее деньги, на которые можно было купить «Волгу». Тогда Джохар сказал, что денег пока мы не возьмем и картину не отдадим. Однако пообещал, что после выставок в других городах и странах подарит ее, бесплатно. Я была очень счастлива, потому что хотела, чтобы картина побывала в разных уголках мира. Он верил в меня и всегда поддерживал.
— Украинские добровольцы воевали на стороне чеченцев в начале 90-х, когда вы боролись за независимость. Сегодня чеченцы приезжают в Украину, чтобы здесь воевать с Россией. Как вы считаете, почему оба народа решили не стоять в стороне, а помогать друг другу?
— Убеждена, что украинцы и чеченцы — братья по духу. Мы воспринимаем вас как братьев. Тогда вы почувствовали нашу боль и воевали вместе с нами, а теперь чеченцы едут в Украину. В Украине знают Ису Мунаева, бывшего командира Международного миротворческого батальона имени Джохара Дудаева. Теперь Иса герой не только в Ичкерии, но и в Украине, он отдал здесь свою жизнь. Чувствую, что мы — едины в порыве борьбы против этой империи зла и насилия. Чеченцы, украинцы, грузины и другие народы могут выстоять только вместе. Сегодня вы воюете, а чеченцам, к сожалению, пока еще не удается освободиться.
— Как вы оцениваете сегодняшнее руководство Чечни? Есть ли надежда на то, что Ичкерия в недалекой перспективе станет независимой?
— Ичкерия сегодня оккупирована россиянами, ее руководитель, Рамзан Кадыров — марионетка. Я уже не раз говорила о том, что считаю его очень удобной фигурой для Путина, им можно манипулировать как угодно. То же самое можно сказать и о коллаборационистской элите Чечни. Есть ли надежда? Треть чеченцев были уничтожены, большинству активных людей пришлось выехать оттуда. В настоящий момент чеченский народ не может сказать свое слово, потому что это опасно для жизни, но он мечтает о свободе и ожидает ее.