Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Художник и подвижник национального движения

О силе духа, испытаниях и творческой судьбе Ярославы Музыки (1894 — 1973 гг.)
2 ноября, 2016 - 17:59

Текст книги Евстахии Шимчук  о Ярославе Музыке был готов к печати еще в 2013 году, но пришел к читателю лишь сегодня благодаря благотворительной поддержке патриотов украинской культуры. Автор монографии подарил читателям живой, трепещущий образ художника модерного типа, деликатной женщины и борца за независимую Украину. «Несмотря на собственную несмелость, Музыка всегда была решительной в делах», — замечает Е. Шимчук.

«Интеллектуальный мир Украины, подпитываемый колоссальными потерями и непрерывными надеждами, сумел через индивидуумы (Тараса Шевченко, Ивана Франко, Лесю Украинку, Андрея Шептицкого, Иосифа Слипого) на рубеже веков сконцентрировать усилия представителей культуры на утверждении идеи самоидентификации, что было непростой задачей многих поколений», пишет Шимчук. Музыка видела себя активным участником национальных соревнований: сначала против порабощения Галичины империей Габсбургов, в потом — в борьбе против гитлеризма, сталинизма. Не случайно автор монографии на титульной странице запечатлела слова Ярославы Музыки: «Предназначение — естественно как небо».

В счастливом подъеме начиналась художественная юность Музыки в контактах с мастерами Иваном Трушом, Еленой и Ольгой Кульчицкими, под воздействием встреч и идей Михаила Бойчука и Александра Архипенко, под впечатлениями от обширной культурной информации, которая во Львов поступала из Парижа, Вены, Берлина.

Как художник, Ярослава Львовна дебютировала в 1921-м  на выставке Кружка деятелей украинского искусства (КДУМ) в кругу Олексы Новакивского, Петра Холодного, Павла Ковжуна, Николая Федюка и других. Директор национального музея Илларион Свенцицкий привлек тогда ее к сбору предметов старины, а со временем — к реставрации иконописи.

В 1927 — 1928 гг. художница, тогда уже сотрудник музея и реставратор, посетила Киев, а по совету М.Бойчука, Москву и Новгород, везде изучая систему византийской живописи. Автор монографии ведет читателя дорогами, которыми прошла Музыка в Карпатах, увлекшись искусством гуцулов, а в Европе — музеями Швеции и Парижа. Произведения французских новаторов с Монмартра привлекали особое внимание пани Ярославы. Широкая культурная образованность Музыки позволила ей стать одним из председателей авангардного общества «Артес» (Львов).

Занимаясь профессионально реставрацией средневековой и барочной живописи, Я. Музыка в то же время отстаивала творческую свободу экспериментаторов. А на Украину надвинулся сталинский террор 1930-х— «красная косилка», по выражению Е.Шимчук. Интеллигенция Галичины с ужасом узнавала о судьбе киевских коллег. Поражали известия о таинственных смертях и исчезновениях друзей. Тогда произошли аресты профессоров Академии искусств, и среди них Михаила Бойчука, вскоре расстрелянного.

В 1939 году Западную Украину поглотил Советский Союз. Вскоре произошло нашествие гитлеризма. Украинская повстанческая армия вела неравную борьбу с обоими врагами, уступая им в военном оснащении, но не в патриотическом духе национально сознательных воинов. Ярослава Музыка вступает в ряды ОУН с псевдонимом «Сова». «Жилось тяжело, и необходимым был организационный дух и информация», — приводит слова Музыки автор монографии. В неблагоприятных условиях войны Музей готовил новую экспозицию украинского искусства XIV — XX в. Вопреки атмосфере варварства художники Львова объединились в Союз труда украинских изобразительных искусств и создали «Высшую изобразительную студию». Ректором был Василий Кричевский, а среди профессоров — митрополит Андрей Шептицкий.

Ярослава Музыка была многолетним председателем Ассоциации независимых украинских художников. Она смогла сохранить учредительные документы АНУМ и уникальный архив Михаила Бойчука. По делу НКВД, заведенному на Музыку в 1944 году, дана характеристика: «По окраске украинская националистка». Приказ за подписью Берии (1944) «О выселении всех Украинцев в отдаленные места СССР» поставил Львов, по определению В.Стуса, в ситуацию «смерте-существования — жизне-смерти». Греко-католическая церковь тогда вошла в десятилетие подпольной деятельности. Ярославу Музыку арестовали в 1948 г. и отправили в ссылку на двадцать пять лет! О «сибирских курортах» Музыка писала: «Кто в лагере не был, тот будет, — а кто был, тот не забудет». Автор монографии представляет «Нехронологічні уривки з Лагеру», из которых предстает образ сильной духом каторжанки, которая после тяжелого труда умудрялась рисовать на камине, на слюде и на отрывках бумаги.

О Музыке хлоплтал муж и друзья, писали письма, доказывая абсурдность приговора. Ярославу Львовну освободили в 1955 году. Домой она вернулась инвалидом ІІ группы, но полностью восстановила творческий потенциал и включилась в общественную деятельность шестидесятников.

Евстахия Шимчук представляет картину сложной ситуации творческий интеллигенции Львова 1950 — 1970-х годов. Социокультурная аура монографии является важной частью исследования. Текст книги с использованием архивных исследований, уникальных документов является творческим подвигом исследователя и важным культурным событием. Евстахия Шимчук, подобно Я. Музыке, живет по принципу Григория Сковороды — «безразличия к благам земным, умения овладевать телесными болями, неприхотливости в ежедневной жизни и в стремлении к этическим идеалам».

Иллюстрации из книги «Ярослава Музыка» Евстахии Шимчук

Ольга ПЕТРОВА, искусствовед
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ