На днях Еврокомиссия опубликовала отчет о выполнении Молдовой плана действий по визовой либерализации (ПДВЛ). В этом документе Евросоюз официально признал отставание Украины от Молдовы в диалоге о безвизовом режиме и объявил о переходе Кишинева на второй этап плана действий по либерализации. ЕК готовит подобный проект отчета и по Украине и в данный момент ожидает информации от украинской власти о выполнении первого этапа. Похоже, что пока Киеву не о чем докладывать. Об этом свидетельствует признание первого вице-премьер-министра Валерия Хорошковского, который неделю назад в парламенте заявил о намерении во время переговоров с Европейской комиссией просить отложить так называемый «третий отчет» и договориться о возможности принятия Радой в начале новой сессии тех законопроектов, которые не удастся принять до конца этой сессии.
Почему наша страна отстает от Молдовы в выполнении плана действий о визовой либерализации и что нужно сделать, чтобы украинцы как можно скорее могли получить безвизовый режим с ЕС?
«День» обратился к директору Института евроатлантического сотрудничества Александру СУШКО с просьбой прокомментировать эту ситуацию.
— В Украине не принят ряд базовых законов для введения безвизового режима. С другой стороны, нуждаются в изменениях некоторые законы, которые были приняты ранее. Или же ряд законов нуждается в их согласовании с уже принятыми законами, в частности — в сфере защиты персональных данных, управления миграцией, прав беженцев и тому подобное. Но это второстепенное.
Первоочередным является то, что в Украине вообще не принято законодательство в отношении идентификационных документов, а также законодательство по предотвращению дискриминации. Данных законов в Украине нет. Поэтому сейчас нету никаких оснований говорить о каком-то промедлении со стороны ЕС. Ведь пока Украина не может доложить о выполнении этих общеобязательных для безвизового режима законодательных актов.
— И именно этим объясняется отставание Украины от Молдовы, как говорится в докладе ЕС?
— Это как раз является индикатором. Благодаря Молдове мы можем сравнивать. Действительно, Молдова полностью выполнила законодательные требования. Она приняла закон об идентификационных документах, уже пять лет выдает своим гражданам паспорта с биометрическими данными. Молдова приняла в мае закон о равенстве возможностей (и это был последний шаг), который по оценке Еврокомиссии отвечает европейским стандартам в отношении законодательства по преодолению дискриминации.
Поэтому нет оснований удивляться, что Украина отстает от Молдовы. Об этом признаются в правительстве. Об этом 23 июня в Верховной Раде докладывал первый вице-премьер Хорошковский, который обращался к парламенту с просьбой все-таки принять необходимые законопроекты. Они, как известно, блокируются в парламенте или откладываются. И то, что Украина отстает от Молдовы — абсолютно совершившийся факт. В этом нет никакой политики. Это только невыполнение технических критериев.
— А почему, по вашему мнению, блокируются эти законопроекты?
— По разным причинам. Что касается закона о документах, которые удостоверяют личность, здесь идет борьба внутри правящей коалиции фактически за большие госзаказы. Это перспектива заработать неплохие деньги, поэтому те структуры, которые заинтересованы в выпуске большего количества новых идентификационных документов, лоббируют свой вариант закона. Правительство разработало свой вариант закона, который не устраивает производителей документов. То есть это — мощные группы влияния внутри Партии регионов, они взаимно блокируют друг друга, и никто не может провести свой закон. А фактически Президент, как мы видим, не занимает активную позицию в этом вопросе. Поэтому эти группы продолжают бороться друг с другом. А что касается дискриминационного законодательства, то оно является чувствительным с предвыборной точки зрения. Ведь понятно, что сразу начнутся спекуляции, что оно принимается для, скажем, сексуальных меньшинств, как у нас всегда манипулируют правами человека. Особенно в последнее время принято любые действия против дискриминации представлять как действия в защиту сексуальных меньшинств. И это, безусловно, не очень хороший мотиватор в канун парламентских выборов.
— В украинских СМИ появилась информация, что по политическим соображениям в ЕС блокируют внесение изменений в ныне действующее соглашение об упрощении визового режима с Евросоюзом, которое еще больше будет упрощать получение виз для некоторых категорий украинских граждан. Что вы думаете по этому поводу?
— У меня нет достоверной информации из Европейской комиссии. Но я допускаю такую возможность. Например, некоторые изменения, которые согласованы и которые даже парафированы, могли бы быть подписаны, если бы отношения между Украиной и ЕС не испортились. Так, для примера, в согласованных изменениях есть одна статья, которая вводит безвизовый режим для владельцев служебных паспортов. И, по мнению многих специалистов, владельцами служебных паспортов являются многочисленные должностные лица в Украине, в том числе те, кто причастен к нарушениям демократических норм и стандартов. Я не исключаю, что, если бы именно этой статьи не было, тогда, возможно, было бы легче подписать эти изменения. А так, возможно, кто-то в Брюсселе считает, что это будет большим призом для украинских чиновников.