Визит в Японию лидера РФ Владимира Путина 15—16 декабря 2016 года и интенсивные переговоры с премьер-министром Синдзо Абе стали предметом особого внимания в Украине. Поскольку было чрезвычайно интересно, как официальному Токио удастся найти баланс между желанием помогать Украине в противостоянии с РФ и необходимостью создавать условия в отношениях с РФ для решения вопроса статуса 4 спорных островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Хабомаи и Шикотан), которые были оккупированы СССР в 1945 году.
В действительности этот визит российского Президента в Японию должен был состояться еще в конце 2014 года. Однако война, которую развязала РФ против Украины, заставила официальный Токио на определенное время отказаться от такого замысла. Япония решила следовать согласованной линии стран G7 относительно изоляции РФ, в том числе и путем максимального ограничения диалога на наивысшем уровне. Но с другой стороны премьер-министр С.Абе никогда окончательно не оставлял надежду относительно не просто решения имеющихся территориальных споров, но и в конце концов подписания мирного соглашения. Как следствие с декабря 2012 года было проведено 15(!) встреч с лидером РФ в разных форматах. Особенно японская дипломатия активизировалась в 2016 году — С.Абе и В.Путин провели переговоры в Сочи в мае, на Дальневосточном экономическом форуме в сентябре и в рамках АТЕС в ноябре. Тем самым С.Абе сделал ставку на развитие личных отношений с В.Путиным, часто на встречах обращаясь к нему просто по имени, тем самым подчеркивая всю неформальность и дружественность. Кроме того, премьер-министр Японии решил начать саммит с переговоров в родной префектуре Ямагути, тем самым еще больше пытаясь создать неформальную обстановку, которая способствовала бы решению имеющихся противоречий. Поскольку само решение всех противоречий в отношениях с РФ было фактически провозглашено Синдзо Абе вопросом особой важности во время открытия новой сессии в парламенте в конце сентября 2016 года, что должно в конце концов создать основу его собственного внешнеполитического наследия.
Но такими шагами японская сторона четко показала, что намного больше заинтересована, чем РФ, в решении противоречий. Этой асимметрией в свою пользу решил воспользоваться В.Путин. Еще до начала визита в интервью с журналистами Nippon Television и Yomiuri Shimbun лидер РФ дал четко понять, что какого-то реального прогресса по вопросам четырех островов Курильской гряды не следует вообще ожидать. По его мнению, создать основу для окончательного решения этого территориального спора сможет лишь усиление экономического измерения отношений и выстраивание доверия. Поэтому во время беседы с японскими журналистами В.Путин задал риторический вопрос, как можно создать такую основу, когда Япония и далее поддерживает против РФ санкции и ограничительные меры за агрессию против Украины?
Хотя фактически Кремль еще в конце ноября 2016 года показал Токио, что реального прогресса нечего ожидать, когда на островах Итуруп и Кунашир были развернуты самые современные российские противокорабельные ракетные комплексы «Бастион» и «Балл». Такой провокационный шаг, который с военной точки зрения лишен какого-либо смысла, был попыткой окончательно удостовериться, что Токио готов к проведению саммита любой ценой. Япония ограничилась лишь протестами и не отменила запланированную встречу.
Поэтому, направляясь в Японию, Президент РФ чувствовал себя полным хозяином ситуации. Это прекрасно продемонстрировало то, что на переговоры в городе Нагато 15 декабря Владимир Путин опоздал на 3 часа, что является грубым нарушением всех дипломатических канонов. Сами же двухдневные переговоры были превращены в том числе и в рассказ лидеру Японии, что присутствие США в АТР является излишним и это вызывает обеспокоенность в РФ, а также то, что РФ абсолютно правильно действует в Сирии, поддерживая легитимное правительство Башара Асада. При этом Кремлю удалось договориться о возобновлении диалога по безопасности в формате «2+2» на уровне глав МИД и министерств обороны, который был прекращен в 2014 году на фоне войны РФ против Украины. Также во время переговоров стороны вернулись к возможности либерализации визового режима для россиян, переговоры о чем также были прекращены в качестве одной из ограничительных мер за российскую агрессию против Киева.
Особого внимания заслуживают и отдельные экономические соглашения из общего пакета из 60 договоренностей на сумму в 300 млрд иен/2,54 млрд долларов, которые были подписаны 16 декабря 2016 года. Так, договорились о начале общей разведки, бурения и добычи нефти в Японском море и создании газо-химического комплекса при участии Роснефти. Японский банк международного сотрудничества подписал соглашение с компанией Ямал-lng о предоставлении 200 млн евро. Данный проект реализуется компанией НОВАТЕК. Кроме того, с этой российской энергетической компанией японская сторона также хотела бы заниматься добычей газа на Гиданском полуострове. Эти договоренности являются знаковыми, ведь и Роснефть и НОВАТЕК находятся под режимом западных санкций. Таким образом, появляется вопрос, насколько Японии все-таки удалось реализовать обещание Министра торговли Японии Хиросиге Секо от 12 декабря об отказе подписывать любые соглашения с РФ, которые будут ставить под сомнение санкции стран G7 за ее агрессию против Украины?
При этом во время саммита Абе—Путин прогресс относительно четырех Курильских островов, которого так хотела достичь японская сторона, был более чем скромным. Стороны лишь договорились начать переговоры касательно возможности реализации общих экономических проектов на этих островах. Кроме того, 6 тысяч японцев, которые были вынуждены покинуть в 1945 году четыре острова, будут иметь возможность осуществлять визиты на свою малую родину.
Как следствие Тошихиро Никай, генеральный секретарь правящей Либерально-демократической партии Японии, заявил, что саммит лидеров Японии и РФ был провальным. Поскольку до этого японское руководство создало завышенные ожидания прогресса по территориальным спорам, но не смогло добиться какого-то реального успеха. При этом РФ полностью достигла поставленных целей — продемонстрировала отсутствие международной изоляции, а также начала фактически подрывать режим международных санкций. Поэтому не удивительно, что 54,3% японцев также негативно оценили результаты переговоров на наивысшем уровне.
Все это ставит вопрос, какие выводы сделает японская сторона из таких саммитов с РФ, которые используются Кремлем для совсем иных целей, и никоим образом не для решения имеющегося территориального конфликта, существование которого Кремль даже отказывается признать. Со своей стороны Украина, в соответствии с недавним исследованием Института мировой политики «Аудит отношений Украина-Япония», должна апеллировать к предыдущим заявлениям официального Токио о важности реального поддержания режима санкций до полного выполнения Минских соглашений и деоккупации Крыма, тесно координировать свою деятельность в этом вопросе с посольством США в Японии, а также строить свое прочное экономическое основание отношений с Токио.