Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экологи преодолевают разочарование

в политике государства и отстаивают право каждого из нас на чистый воздух, воду и землю
28 декабря, 2016 - 14:05
КОРОНА «Дня» — ЗА РАБОТУ В ЦЕЛЯХ ЛУЧШЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ФОТО ЕВГЕНИЯ МАЛОЛЕТКИ

Для экологических организаций этот год напоминает американские горки. Принимались хорошие законы в целях сохранения окружающей среды и ветировались прогрессивные евроинтеграционные законопроекты. На, казалось бы, открытых конкурсах по избранию руководителей национальных парков побеждали сомнительные лица. Параллельно с созданием новых объектов природно-заповедного фонда уничтожались давно существующие. Но все равно активисты верят в лучшее, планируют и дальше оберегать уникальные ландшафты, развивать климатическую политику, закладывать основы обновительной энергетики в Украине и заботиться о биобезопасности. Поэтому еще одна Корона «Дня» — экологическому обществу: за активную позицию и добросовестную работу во имя лучшей окружающей среды.

СТЕПНОЙ МЕЧТАТЕЛЬ

Один из самых известных экологов — Алексей Василюк, который является заместителем главы Национального экологического центра Украины и с недавних пор сотрудничает с Международным благотворительным фондом «Экология — Право — Человек». Как Алексей сознался в беседе с «Днем», в экологической тематике «живет» с 2000-х годов. Сейчас изучает историю заповедного дела начала ХХ века, а самая близкая ему тема — сохранение украинских степей.

В этом году Алексей и его коллеги спасали Национальный природный парк «Олешківські піски» от уничтожения, потому что Министерство обороны планировало использовать его земли как военный полигон. В настоящее время борются за сохранение ландшафтного заказника «Тарутинський степ», который Минобороны сдает в аренду фермерам.

«Больше всего горжусь созданными заповедными объектами. Лично я причастен к созданию Чернобыльского биосферного заповедника, 23 заказников в Киевской области и 14 — в Луганской. Понимаю, что все, что мне удалось создать на Луганщине, в настоящий момент в «ЛНР», но надеюсь, это изменится. А еще горжусь тем, что многие люди приобщаются к охране природы. Пока мы с вами говорим, почти 60 человек оформляют в «Википедии» страницы о заповедных объектах.  Многие люди ездят в национальные парки на выходные. Думаю, мы свою отрасль евроинтегрируем раньше, чем государство страну», — прогнозирует эколог.

КЛИМАТИЧЕСКИЕ «ТЕРМОМЕТРЫ»

Активных защитников природы в действительности много, и каждый из них занял свою нишу. Например, эксперт МБО «Экология — Право — Человек» Петр Тестов давно борется за сохранение карпатских рек от застройки гидроэлектростанциями. Александр Соколенко из Национального экологического центра — известный защитник первоцветов — каждую весну организовывает рейды на торговцев редкими цветами. Мария Сторчило и Ирина Ставчук — эксперты НЭЦУ, которые занимаются климатической политикой, бывают практически на каждом международном мероприятии по разработке климатических соглашений. И в этом году, в отличие от предыдущих, они  делились с нами хорошими новостями.

«Мы положительно отмечаем ратификацию Украиной Парижского соглашения (документ, который должен заменить Киотский протокол, касается обязанностей стран в целях борьбы с изменениями климата, в частности относительно уменьшения выбросов углекислого газа. — Авт.). Этот шаг важен, потому что является еще одним поводом для Украины строить свою энергетическую стратегию на принципах энергоэффективности и обновительной энергетики, — отмечает Ирина Ставчук. — Другой позитивный шаг — принятие концепции государственной климатической политики, Кабмин сделал это несколько недель назад. Теперь должны разработать национальную стратегию сокращения выбросов».

ДВА РАЗОЧАРОВАНИЯ

Больше всего разочаровало активистов вето Петра Порошенко на Законы «Об оценке влияния на окружающую среду» и «О стратегической экологической оценке». Алексей Василюк замечает, что еще раз собрать необходимое количество голосов от депутатов, у большинства из которых есть собственный бизнес и которым данные законы ни к чему, практически нереально.

Вторым разочарованием экологи называют кадровую политику Министерства экологии и природных ресурсов, в частности последние конкурсы на назначение руководителей национальных парков. На днях возник скандал вокруг НПП «Тузловські лимани», когда один из конкурсантов, а в дальнейшем и победитель Виталий Чакир не смог ответить на элементарные вопросы комиссии. «Талантливые и хорошие люди смещаются, а ставят людей, над которыми смеется весь интернет», — комментирует Ирина Ставчук.

ОККУПИРОВАННЫЕ И ПРОИГНОРИРОВАННЫЕ

Еще одна боль экологов — неопределенная судьба природно-заповедных объектов на неподконтрольной Украине части страны. В 2014 году МБО «Экология — Право — Человек» начала мониторить состояние этих объектов, активисты пытались подсчитать убытки от военных действий, определить уровень загрязнения воды, земли и воздуха. По результатам исследования экологи подготовили брошюру для Министерства экологии и призывали разработать программу возобновления изувеченных объектов ПЗФ.

«Мы хотели, чтобы в министерстве появилось специальное подразделение для этого, но ничего не получилось, — констатирует Алексей Василюк. — Никто не хочет этим заниматься. Донецкая область даже ликвидировала три заповедных объекта (региональные ландшафтные парки «Зуївський», «Донецький кряж» и «Меотида». — Авт.). Зачем?»

НАДЕЖДА, УМНОЖЕННАЯ НА БОРЬБУ

Из-за такой непонятной политики Алексей Василюк не строит планов на следующий год. А вот Ирина Ставчук ставит своей целью и дальше оказывать давление на власть, чтобы отстаивать интересы простых граждан в целях чистой окружающей среды. «За один день Украина не изменится. Нужно не терять надежду и объединяться — тогда можно противостоять определенным бизнесовым интересам, — убеждена Ирина. — И это может делать каждый, обращая внимание, как живет, экономит ли ресурсы. Или же, например, требуя от местных органов власти ввести в своем районе раздельный сбор мусора. Можно делать что-то самому, присоединяться к существующим общественным организациям или создавать собственные инициативы».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ