10 января многолетний автор «Дня», друг нашей газеты, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом Института истории Украины НАН Украины Станислав Владиславович Кульчицкий отметил юбилей — автору многих трудов по истории Украины ХХ века, известных не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, исполнилось 80 лет. Правда, известный в Украине историк не стал даже членом-корреспондентом Национальной академии наук — хоть для нас в «Дне» он давно уже является академиком по неформальному рангу. Может, кто-то из тех, кто влияет на это решение, не может простить профессору пересмотру собственных взглядов советских времен, а «постмодернистская» молодежь — наоборот, помнит, что господин Кульчицкий стал известным специалистом именно во времена СССР... Но, в конце концов, не в этом дело.
Эту знаменательную дату уважаемый ученый встречает преисполненным творческой энергией и новыми интеллектуальными планами, и это особенно радует. Читателям «Дня» не нужно представлять научные достижения профессора Кульчицкого — о чем бы ни писал Станислав Владиславович: о геноцидной природе Голодомора 1932—1933 годов, о тоталитарном «яде», изначально скрытом в доктрине марксизма, об истоках, ходе и последствиях страшного эксперимента, который осуществили большевики в Украине в прошлом веке, о проблемах становления современной украинской государственности — все это отличается безукоризненной убедительностью, научной глубиной и умением видеть историю во всех ее противоречиях.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
«День» искренне поздравил юбиляра и задал ему несколько коротких вопросов.
— Станислав Владиславович, как Вы чувствуете себя в день юбилея? Каким для Вас был прошедший год?
— Встречаю свой день рождения в труде, я сейчас в институте, на своем рабочем месте. Что касается прошлого года (это можно сказать и о новом, 2017-м), то он для меня прошел под знаком приближающегося 100-летия Российской революции. Именно юбилея Российской революции, даже не в меньшей степени, чем 100-й годовщины начала украинских национально-освободительных соревнований, которые, как известно, растянулись на четыре года (можно датировать их так — 1917—1921 годы).
Я стремился осмыслить внутреннюю сущность, характер, движущие силы и влияние Российской революции на Революцию украинскую. Я посвятил этому (начал издалека — с зарождения марксистской доктрины и ее генетической связи с большевизмом) немалую, большую часть своего трехтомного исследования «Красный вызов», работу над которым завершил в 2013 году. Что же касается прошлого года, то, размышляя над ходом Российской революции 1917 года, я еще больше укрепился в мнении: это была одна, целостная, неделимая революция, а не две (Февральская и Октябрьская). Последнюю можно рассматривать как левую, экстремистскую контрреволюцию под красными флагами.
Парадокс (даже не знаю, какое слово употребить), но когда я прочитал указ Путина об отмечании 100-й годовщины революции 1917 года в России, то увидел, что и кремлевская верхушка тоже решила официально признать события того времени как единый процесс (революция была только одна). Понятно, что мотивы такого подхода Путина и его окружения явно имперские: «одинаковый почет» отдается и Ленину, и Деникину, потому что, мол, оба они «работали ради великого государства Российского». Политическая тенденциозность такого подхода и его фальшивость очевидны.
А в ближайшее время (хотелось бы в первой половине года) я завершаю работу над книгой, которая фактически станет четвертым томом моей монографии «Красный вызов», где я буду развивать выводы, которые содержались в этом моем исследовании 2013 года.
— На ваш взгляд, какова миссия историка в современном обществе?
— Эту миссию можно сформулировать так. Историк должен осмыслить прошлое и, как результат этого осмысления, найти там те прочные явления и процессы, которые будут влиять на настоящее и будущее. То есть настоящий историк всегда является своеобразным «футурологом», потому что он помогает мыслящей части общества спрогнозировать, что на нас ожидает. Конечно, это очень непросто.
— Вы — исследователь украинского ХХ века. Как бы вы могли сжато определить, чем была эта эпоха для нашего народа?
— Это была эпоха, когда украинский народ, его государственность, национальная идентичность и культура, наконец, были признаны в мире. Украина родилась. Но это стоило нам колоссальных, страшных жертв. Очень трудно понять трагический парадокс нашего времени: в центре Киева рядом, по соседству расположены Парк Славы, где покоятся люди, погибшие за Советскую власть, и Мемориал памяти жертв Голодомора, посвященный миллионам и миллионам людей, которых эта же власть преднамеренно убила. Вот такая наша История...
— Какую роль сыграла газета «День» в вашем научном труде и творческой жизни?
— Я недавно подбивал итоги сделанного (хоть времени на это жаль — нужно работать) и подсчитал, что из 900 обнародованных мной публикаций (больших статей, комментариев, выступлений на круглых столах и тому подобное) около 300, то есть треть, напечатаны именно в «Дне». Эти цифры говорят сами за себя. Я сотрудничаю с «Днем» уже 20 лет и горжусь этим. Ждите новых материалов!
***
Редакция «Дня» от всего сердца желает юбиляру крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии и новых глубоких, ценных трудов для нашей газеты.