Несколько дней в центре Киева проходят акции, посвященные памяти Небесной Сотни, которые переросли в стихийные протесты против торговли с оккупированными территориями и, в конечном итоге, вылились в политические выступления в среду. Вызывал тревогу факт применения при этом дымовых шашек, ведь в недавней истории мы уже имели трагические примеры. Последние заставили власть каждый раз применять усиленные меры безопасности — от массы стражей порядка до металлоискателей.
Пресс-секретарь «Правого сектора» Артем Скоропадский в комментарии «Дню» объяснил: «Нужно разделять акции, которые проходят в последние дни в центре Киева. С 18 по 21 февраля проходили траурные акции памяти по погибшим во время расстрелов на Майдане три года тому назад. И лидер «Правого сектора» Андрей Тарасенко, и лидер «Свободы» Олег Тягнибок, и лидер Национального корпуса Александр Билецкий принимали участие в этих траурных акциях, возложив цветы, но без всевозможного пиара. С другой стороны, мы не видим ничего плохого в том, чтобы выйти и напомнить власти, благодаря кому она эту власть получила. В том числе считаю, что акции относительно требований блокировать оккупированные территории являются тоже уместными, хоть мы в них и не принимали участие. В среду же состоялась чисто политическая акция, которая посвящена очередной годовщине побега из Украины Януковича. Конечно, мы понимаем, что могут быть провокации наподобие 31 августа 2015 года. Но если такое случится (а это вполне возможно), то по вине власти, которая допустила отчаяние народа. Люди не могут без конца терпеть унижения. Мы надеемся, что нынешняя акция станет прологом к объединению националистов».
На вопрос «Дня» не происходит ли подобными акциями развращение народа, который привыкает к массовым протестам вместо конструктивной борьбы, народный депутат Украины VII и VIII созывов, председатель межфракционного объединения ВО «Свобода» Андрей Ильенко ответил: «Я не вижу в акции, которая состоялась в среду, ничего неконструктивного. Наоборот, мы в этот день продемонстрировали единство патриотических сил. Так о какой угрозе может идти речь, если патриоты не ссорятся между собой, а объединяются? Напомню, эта акция была самой большой после Майдана. Никакой провокации не было, никто не пострадал. Сегодня все враги Украины будут иметь плохое настроение, ведь они увидели и наш масштаб, и наше единство, вместо известного раздора между мельниковцами и бандеровцами».
С другой стороны, журналистка Зоя Завгородняя считает: «Обидно, что перечисленные «политсилы» (в действительности, политпроекти) монополизируют и присваивают себе «национальное». Хотя к настоящему национальному не только не имеют принадлежности, но и наоборот — дискредитируют его, нивелируют и провоцируют».
Киевлянка София Днипровская на своей странице в «Фейсбуке» пишет: «Критика власти — это нормально. А вот дегуманизация высшего политического и военного руководства во время войны с очень опасным противником при отсутствии реальной альтернативы — это просто опасно. И украинцы, которым гордыня и жадность не отбили инстинкт самосохранения, это прекрасно понимают, потому и не воспринимают тех, кто последовательно дегуманизирует избранного гражданами Главнокомандующего и культивирует к нему отвращение, тождественное тому, что мы чувствуем к главе страны-агрессора. Если кто-то думает, что хуже уже некуда, пусть поедет на оккупированные территории и попробует там замахнуться на какую-то рыбку Пелагею или требовать у кассирши украинский язык. Политические эксперименты во время войны могут слишком дорого обойтись нации. Когда восставали против неидеального и не очень сознательного Скоропадского, тоже думали, что хуже не будет, а крышка от панского рояля в хозяйстве пригодится. А получилось хуже. Так хуже, что и до сих пор придти в себя не можем...»
Напомним также, что на брифинге руководитель аппарата СБУ Александр Ткачук сообщил, что военнослужащий, который был задержан по подозрению в намерении применить оружие в центре Киева, является «членом ультраправых фанатских группировок, а за оружие рассчитался наркотиками и деньгами».
Таким образом, за искренними стремлениями людей достучаться к власти часто стоят манипуляции конкретных сил и политиков. К сожалению, во время эйфории протеста не всегда можно рационально выделить конструктив от эмоциональной, ошибочной вспышки. Последняя несколько лет назад окончилась трагедией под стенами Верховной Рады, когда погибло четверо стражей порядка. К сожалению, ни одна политическая сила за это ответственности не понесла, кроме непосредственных исполнителей. Без сомнения, кровью и хаосом внутри страны воспользуется враг.