Стержнем пробационной программы является регистрация, которой ранее занимались уголовно-исполнительные инспекции. Однако здесь она сочетается с оцениванием потенциала человека и предоставлением ему квалифицированных услуг. Самое точное сравнение — с приемом у врача, где сначала проводят диагностику общего состояния, а затем составляют индивидуальный план мероприятий.
Человек, имеющий конфликт с законом, получает поддержку пробационных служб на разных этапах отбывания наказания. Во время досудебной пробации на обвиняемого составляют доклад с социально-психологической характеристикой и прогнозом относительно рецидива преступления или исправления поведения. Эту информацию судьи используют, когда определяют меру наказания. Преимуществом метода является то, что человек может помогать работнику пробации в составлении доклада.
Наблюдательная пробация предусматривает работу с людьми, получившими наказание без лишения свободы, а пенитенциарная — подготовку человека, отбывающего наказание в виде ограничения или лишения свободы, до выхода на свободу и ресоциализации. Такой подход позволяет правонарушителям сохранять контакт с обществом и продуктивно проводить время, на которое они лишены свободы.
ДЕТСКАЯ ВЕРСИЯ
Подобные программы особенно важны для несовершеннолетних, совершивших правонарушение. В центрах пробации подростки 14-18 лет, которых приговорили к условному наказанию или общественным работам, получают мотивацию к изменениям в жизни и улучшению отношений с окружающими. Работники центров побуждают клиентов самостоятельно и взвешенно принимать важные решения, в частности относительно завершения учебы и выбора профессии.
Ювенальная пробация развивается в Украине шесть лет. За основу взяли канадскую модель центров посещения. Местное правительство и компания Agriteam Canada помогают украинской команде и знаниями, и финансово.
Посол Канады в Украине Роман Ващук рассказывает, что его государство вместе с Великобританией, США и скандинавскими странами было пионером в этой области. Там пробационная система действует около 25 лет. Судьи и правоохранительные органы поняли, что работа с молодежью требует другого подхода. И он действительно оказался эффективным: количество преступлений снизили, потребность в колониях уменьшилась, а людям стало намного проще изменить поведение и найти собственную нишу в обществе.
В нашем государстве первые центры ювенальной пробации появились в Мелитополе и Запорожье. Следующие открылись в Ивано-Франковске, Мариуполе, Львове и Одессе. Теперь такое учреждение заработало и в Киеве.
ПРОСТО И БЕЗ СПЕШКИ
Регистрация проводится на рецепции. Оттуда подростков перенаправляют к другим специалистам и на занятия. Групповые занятия, встречи с родителями и другими гостями проходят в тренинговой комнате. Есть кухня и столовая, где дети могут поесть и пообщаться друг с другом или, например, с инспектором. Для бесед с психологом выделена отдельная комната. В центре есть компьютеры и доступ к интернету. Подростки могут не только приходить на консультации и тренинги, но и проводить здесь свободное время.
Начальник Шевченковского районного сектора по вопросам пробации Анна Клочкова — один из специалистов, приглашенных для проведения тренингов в новом центре. Она описывает содержание программ, по которым здесь работают с несовершеннолетними. Их три — «Управление гневом» для ребят, «Учимся управлять эмоциями» для девушек и «Выбор к изменениям» для всех клиентов. В течение нескольких занятий (от четырех до восьми) подростки учатся распознавать собственные эмоции и причины их возникновения, контролировать гнев, предотвращать проявление агрессии, преодолевать жизненные трудности и принимать взвешенные решения. 90-минутный тренинг включает в себя дискуссии, групповые упражнения и игры по одной из подтем курса. Также участники программы работают со специальной тетрадью — составляющей методического комплекта, разработанного педагогами специально для таких центров.
«На прошлых занятиях мы определяли свои сильные и слабые стороны, а также разбирали процесс управления собственной жизнью, сравнивая его с управлением автомобилем», — рассказывает Анна, указывая на один из плакатов. На стенах тренинговой комнаты таких несколько. Рядом с «автомобильным» висит плакат со схемами о потребностях, желаниях и путях их удовлетворения. Отдельно выписаны правила взаимодействия в течение занятия.
«С этими подростками не нужно общаться языком терминов, — убеждена тренер. — Занятие не должно превращаться в лекцию по учебнику и с философскими отступлениями. Объяснять нужно просто, а материал излагать постепенно».
«ЭТО НЕ ИГРЫ В ДЕТСАДУ»
Кирилл, один из участников тренинга, рассказывает, что в группе занимаются до десяти подростков. Занятия только начались, поэтому их участники еще не успели сдружиться, однако во время тренингов много общаются, потому что есть о чем поговорить. Парень отмечает и работу персонала центра. «Они находят к нам подход, хорошо относятся, не приказывают, что делать или не делать, — замечает он. — Это не игры в детском саду, это большая поддержка для нас. Тебя хвалят, если ты выразил свое мнение, а не закрылся в себе и спрятался в углу».
Важно, чтобы подростка поддерживало его привычное окружение. Кирилл говорит, что близкие люди не осуждают его за проступок, наоборот — всячески поддерживали во время рассмотрения дела в суде и подбадривают сейчас. Однако не каждый подросток оказывается в благоприятных условиях. Поэтому работники центров пробации помогают ребенку уменьшить негативное влияние и давление окружающих.
Еще одним значимым фактором является хобби и интересы подростка. Кириллу, например, нравится разбираться, как устроены компьютеры и смартфоны. Известной в пробацийнной структуре является история Артура из Запорожья, который заинтересовался кинематографом и в итоге получил приз за свою короткометражку на одном из международных фестивалей. Такие вещи легко могут стать толчком к работе над собой и дальнейшему развитию.
Министр юстиции Павел Петренко рассказал, что его ведомство планирует до 2019 года открыть еще восемь центров ювенальной пробации. Сначала эта сеть будет развиваться в областных центрах, а позже перейдет и на районный уровень, чтобы в перспективе охватить всех несовершеннолетних, которые в этом нуждаются.