Раньше на растаможку гуманитарных грузов, оформление необходимых документов и доставку помощи на фронт волонтерам хватало недели. Сейчас этот процесс растягивается на несколько месяцев. Из-за этого грузы — часто это медицинские препараты и машины скорой помощи — попадают на фронт с огромными задержками, иногда тогда, когда воинское подразделение, которое просило о помощи, идет на ротацию.
Уже год общественные организации пытаются изменить такую систему, требуя от Министерства социальной политики разработать четкий перечень документов, по которым груз признается гуманитарным, сократить срок рассмотрения документов до восьми дней, а сам процесс принятия решений сделать публичным, перевести в систему по типу ProZorro. Хотя надежды на компромисс появились в конце прошлого года, найти общий язык с чиновниками волонтерам до сих пор не удалось.
«БЕЗ СВЯЗЕЙ РАБОТАТЬ НЕВОЗМОЖНО»
«День» следит за темой практически с начала ее возникновения и несколько месяцев назад сообщал о потеплении в отношениях между министерством и общественными организациями. Волонтеры договорились с представителями Минсоцполитики, что приказы о признаниях грузов (работ, услуг и средств) гуманитарными будут появляться на сайте в первый понедельник после заседания специальной рабочей группы, в Государственную фискальную службу эти приказы будут передаваться в течение одного рабочего дня, а также утвердят форму и порядок представления отчетности.
Однако с тех пор ничего не изменилось. «Контейнер CUIA Fund с большой стиральной машиной для украинской армии один из тех, которые никак не могут растаможить. Без связей, «крыши» и договоренностей с Минсоцполитики просто невозможно работать», — написала на своей facebook-странице волонтер из Канады Антонина Кумка. Благотворительный фонд «Вернись живым» два месяца ждет растаможки пяти машин для воинских подразделений. Общественная организация «Инициатива Е+» также несколько месяцев ждет, когда в министерстве подготовят необходимые приказы на растаможку машин скорой помощи. Они нужны медикам, которые работают возле Авдеевки.
«Одна из машин скорой помощи в первый раз рассматривалась на комиссии 15 декабря, но из-за проблем с датами наше обращение отклонили. От нас требовали объяснения от донора, мы его предоставили, но машина на комиссии не рассматривалась, — рассказывает волонтер «Инициативы Е+» Валентина Варава. — Потом комиссия ушла на каникулы, впоследствии нам опять отказали, и только 30 января машину признали гуманитаркой, но удивительным образом сотрудник министерства ошибся в дате регистрации, из-за чего приказ получили только 22 февраля. В это время были события под Авдеевкой и Светлодарской дугой, а наша машина стояла на таможне. Сердце кровью обливалось, когда звонили медики и спрашивали, когда же будет машина. И это система».
«ОСНОВАНИЕ ДЛЯ КОРРУПЦИИ»
Волонтер благотворительного фонда «Свои», координатор Центра предоставления гуманитарной помощи вынужденным переселенцам «Фроловская 9/11» Оксана Сухорукова раньше посещала заседания комиссии, которая принимала решения о признаниях грузов гуманитарными. Сейчас не видит в этом смысла, поскольку к мнению общественности никто не прислушивается, а членам комиссии удобнее решать вопросы без посторонних. Теперь полсотни волонтерских объединений обращаются к премьер-министру Владимиру Гройсману, чтобы он взял проблему под личный контроль. Реакции главы правительства ждут в ближайшие недели.
«На данный момент по приказам Минсоца каждая четвертая машина, которая прошла процедуру растаможки, — это волонтерская машина для зоны АТО. Но до сих пор нет исчерпывающего перечня документов, каждый раз получаем новые и новые требования к их оформлению. Есть разные требования к грузам, но нужны только два документа — о желании донора оказать помощь и желании реципиента ее получить, — добавляет Валентина Варава. — Мы требуем прозрачности в признании помощи гуманитарной и ответственности за ошибки, которые допускают сотрудники министерства. Хотим иметь четкий перечень документов, а не рекомендованные документы, которые в настоящий момент есть на сайте, так как это основание для коррупции».
БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ПУТАНИЦА
После предания огласке обращения волонтеров к премьеру Министерство социальной политики провело брифинг для СМИ, чтобы объяснить свою позицию. Кстати, прокомментировать ситуацию дополнительно в пресс-службе ведомства «Дню» обещали в течение одного-двух дней — ответа до сих пор ждем.
Заместитель министра социальной политики Наталия Федорович на брифинге объяснила, что в ведомстве как раз работают над упрощением бюрократических процедур. Перечень необходимых документов для признания помощи из-за границы гуманитарной уже разработан, сейчас его рассматривает Министерство юстиции, а затем должен утвердить Кабинет министров. «Разобраться в этих бумагах иногда нелегко. Этот перечень документов таков, что часто нуждается в уточнениях», — объяснила Наталия Федорович.
Почему-то активисты давно разобрались с законом о гуманитарных грузах и убеждены: если бы его придерживались все, никаких проблем не возникало бы. Но чиновники путаются в нормах закона и выдумывают требования к оформлению гуманитарной помощи. Оксана Сухорукова констатирует: «Может, люди не до конца осознают, что происходит в стране, не осознают, для чего нужна помощь армии и больницам. Мне трудно это понять, потому что мы с чиновниками живем в разных реальностях».