Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Brexit – это только начало

Как будет проходить британско-европейский «развод»
20 марта, 2017 - 17:08
ФОТО РЕЙТЕР

Королева Елизавета ІІ на днях подписала 50-ю статью закона о Брекзите, дав возможность Терезе Мэй официально начать переговоры о выходе Британии из Европейского Союза. Теперь премьер-министр может официально сообщить об этом Брюсселю и начать длительный двухгодичный процесс британско-европейского «развода».

 КАК ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС  БРЕКЗИТА?

Когда британцы проголосовали за выход из Евросоюза, потому что хотели больше экономической и политической независимости своей страны от Брюсселя, они только активировали механизм длительного процесса Брекзита.

Сначала британский парламент проголосовал за две поправки к 50-й статье о Брекзите, прежде чем принять закон в целом.

13 марта законопроект прошел через парламент без поправок, которые парламентарии хотели включить в закон. 

16 марта королева дала официальное согласие законопроекту, развязав руки Терезе Мэй.

В минувшем году премьер-министр пообещала активировать 500-ю статью до конца марта 2017-го.  Она отметила, что лично придет в палату общин (где она имеет большинство) и официально об этом сообщит.

31 марта — это последний день для Терезы Мэй, чтобы начать общие переговоры, как она обещала на конференции Консервативной партии  в 2016-м.

В апреле все европейские лидеры должны встретиться для первой общей дискуссии относительно Брекзита. Канцлер Германии Ангела Меркель уже подтвердила свою готовность к встрече.

 «ЛУЧШЕ НИКАКОГО ДОГОВОРА, ЧЕМ ПЛОХОЙ ДОГОВОР»

Самой большой проблемой в британско-европейском «разводе» является возможный риск экономической нестабильности для Британии.

Все члены Европейского Союза каждый год должны делать свой взнос в общий бюджет Союза. Годовая сумма для Британии  составляла от 7 до 14 млрд евро.

После референдума представители Евросоюза заявили, что Британия должна заплатить как минимум 60 млрд евро согласно потенциальному «пакету о разводе».

Британия, между тем, говорит, что Евросоюз должен ей 10 млрд евро.

Тереза Мэй заявила, что Британия выйдет из единого экономического рынка вместе с выходом  из ЕС, и ее правительство подготовит за два года переговоров новый торговый договор с ЕС как с самым крупным торговым партнером страны. В ЕС считают такие планы нереалистичными.

Так, министр финансов Франции назвал такие планы полной импровизацией: «Мы находимся в ситуации импровизации. Все это показывает, насколько беззащитным является британское правительство в ситуации, которой оно абсолютно не ожидало».

Премьер-министр также отметила, что ее целью будет «максимально широкий доступ» к рынкам ЕС через «комплексное соглашение о зоне свободной торговли», и Британия продолжит делать взносы в бюджет Евросоюза только для «специальных программ ЕС» по британскому выбору.

Критика говорит, что для достижения такой цели нужны годы.

В то же время Тереза Мэй заявила о своей готовности в случае неудачных договоренностей отойти от процесса переговоров вообще, отмечая, что «лучше никакого договора, чем плохой договор».

Но если не будут достигнуты никакие договоренности, рост тарифов и других торговых барьеров может нанести ущерб британским фирмам, которые имеют торговые отношения с ЕС, образовав дыру в экономике Британии.

Министр иностранных дел Борис Джонсон сказал, что будет абсолютно нормально, если Британия выйдет из ЕС на условиях ВТО.

С другой стороны, государственный секретарь по вопросам ЕС Дэвид Джонс отметил: «Покинуть ЕС на условиях ВТО будет означать тарифы около 30—40% на агропромышленный экспорт,  10% — на экспорт автомобилей, потери для программ медицинского страхования для путешествующих, паспортные ограничения для финансовых компаний, не говоря уже о выходе из зоны свободных полетов между ЕС и США».

 ВТОРОЙ РЕФЕРЕНДУМ О НЕЗАВИСИМОСТИ ШОТЛАНДИИ

Но экономический вопрос — это не единственная проблема для Британии. Также существует риск еще одного референдума о независимости Шотландии.

Лидер шотландского правительства Никола Стерджен предупредила, что так называемый «тяжелый Брекзит» может привести к экономической катастрофе Британии, и это  делает второй референдум о независимости Шотландии весьма вероятным. Такие заявления звучат вполне логично, учитывая тот факт, что на референдуме о Брекзите 62% шотландцев решили остаться частью ЕС.

Стерджен нуждается в согласии британского парламента для второго референдума, но премьер уже заявила, что не поддержит такую просьбу.

Тем не менее, подобные разговоры о независимости Шотландии могут усложнить переговоры Терезы Мэй с Брюсселем.

 ПРАВА ГРАЖДАН СТРАН ЕС В БРИТАНИИ

Группа, насчитывающая 3 миллиона человек, создала заявление, где они требуют от премьера гарантировать права граждан стран ЕС в Британии после Брекзита.

Они хотят, чтобы права рабочих из ЕС в Британии были защищены после того, как будет активирована 50-я статья.

В свою очередь британские чиновники уже отреагировали на такое заявление.

Пресс-секретарь департамента по вопросам ЕС ответил: «Конечно, мы хотим защитить права граждан стран ЕС, которые уже проживают в Британии, и единственное препятствие, которое может стать у нас на пути, — это ситуация, если права британцев в ЕС не будут защищены также».

 МОЖНО ЛИ ВСЕ ЕЩЕ ОТМЕНИТЬ БРЕКЗИТ?

Дело в том, что премьер пообещала парламенту право голоса, когда будет создан окончательный договор с ЕС.

Но теперь она может и не соблюдать свое слово, потому что закон о Брекзите был принят без необходимых поправок, которые гарантируют «решающий голос» парламента о Брекзите. После этого стало не совсем поняло, какое влияние вообще имеет парламент на результаты переговоров с ЕС?

До того, как закон был принят парламентом палата лордов настаивала на двух поправках к закону о Брекзите. Первая касалась прав граждан стран ЕС в Британии, а другая обеспечивала парламентариям право «решающего голоса» на финальном этапе переговоров премьера с ЕС.

Однако палата общин, где Консервативная партия Терезы Мэй имеет большинство, отвергла эти поправки и попросила палату лордов пересмотреть их.

Так что избранная населением верхняя палата парламента (палата лордов) покорилась своим избранным коллегам (палате общин).

В результате закон о Брекзите прошел без этих поправок.

Но, несмотря на это, парламент все равно остается верховным. Если 50 статья будет выглядеть неэффективной, и парламент сможет обеспечить большинство против премьера,  согласно закону, любой член парламента может представить новый законопроект и заставить Терезу Мэй остановить Брекзит.

Даже если сегодня такой поворот событий выглядит абсолютно нереалистичным, прошлое четко демонстрирует нам, что случиться может все, что угодно.

Виктория КРЮКОВА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ