Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Куда и зачем нас взяли

Что мы должны помнить, когда в следующий раз нам захочется присоединиться к «интернациональному» флешмобу
31 марта, 2017 - 14:46

В 20-х числах марта в украинском сегменте социальных сетей («Фейсбуке») стартовал флешмоб «меня не взяли». Пользователи с радостью делились историями из собственной жизни, когда их кто-то куда-то «не взял» — чаще всего речь шла о работе или учебе. Но сразу же появились комментарии, в которых другие пользователи — в том числе политтехнологи — разъясняли, что этот флешмоб организован для поддержки участницы песенного конкурса «Евровиденье» от России Юлии Самойловой. Как известно, СБУ запретила въезд российской певице в Украину из-за того, что она незаконно посетила аннексированной Крым с пересечением границы не через украинский КПП. Таким образом, одни пользователи соцсетей обвинили других в легковерности и неспособности противостоять манипуляциям. Но такие заявления, с точки зрения законов социальной психологии, не являются некорректными и никоим образом  не помогают решить проблему.

Почему?

Во-первых, предупредить подобные манипуляции — если они профессионально организованы и реализованы — почти невозможно.

Вся современная массовая культура основана на принципе «стадного поведения» людей. Именно под воздействием «стадного инстинкта» человек стремится выглядеть, высказываться и действовать (!) так, как большинство людей вокруг. «Человек — по природе [существо] общественное», — писал Аристотель в одном из своих базовых произведений «Никомахова этика».

«Люди склонны к объединению в самом прямом смысле: они, то есть мы, — общественный биологический вид», — констатировал Марк Эрлс в бестселлере 2008 года «Стадо. Как изменить массовое поведение, используя энергию подлинной человеческой природы».

Стремление «быть как все» и действовать как все, обусловлено инстинктом самосохранения человека с самого начала истории человечества. Среди себе подобных homo sapiens, как и его неразумные предки, чувствует себя защищенным, а «отбившись от коллектива», начинает чувствовать одиночество и страх из-за невозможности обеспечить себе защиту.

Для собственной безопасности человек стремится присоединиться к окружающей его действительности, слиться с ней, мимикрировать. Люди испокон веков привыкли согласовывать свой внешний вид и действия с людьми, которые их окружают, и повторять за окружающими их действия и поступки. Очень часто это подражание происходит в виде «слепого копирования», когда человек вообще не задумывается о последствиях своих действий.

«Зачем мы подражаем? Почему мы бросаемся копировать какой-то персонаж, идею или одежду? Похоже, мы делаем это по двум причинам: инстинктивного стремления и экономии сил. Проще говоря, причиной этого является атавизм и лень», — утверждает Серж Московичи в «Веке толп».

Человек, который копирует, подражает окружающим, является идеальной мишенью для манипуляций и внушений. Он, в частности, с легкостью присоединяется к флешмобу, даже если не знает, кто и для чего его инициировал. Но стопроцентно предупредить такое поведение не удастся — печально, но такова человеческая природа.

Публичное разоблачение, осуждение такого явления, как массовое участие украинских пользователей в флешмобах или других социальных движениях и кампаниях, происхождение которых «подозрительно», не есть верное решение. И это вторая особенность законов социальной психологии.

Профессиональный подход к минимизации последствий подобных «флешмобов» есть в признании, что люди принимали участие в подобной акции, потому что это им было просто интересно. Все. То есть о целях, которые преследовали организаторы, — например, поддержку кого-то — участники ничего не слышали (и это правда), и потому считать их посты и твиты признаком солидарности с кем бы то ни было является откровенным злоупотреблением и искажением.

К тому же есть версия, согласно которой российскую певицу «привязали» к флешмобу «меня не взял» уже постфактум, то есть флешмоб начался сам по себе, а затем уже его использовали в своих целях защитники Самойловой. Что ж, такая ситуация вполне реальна.

И третье. Безусловно, психологические спецоперации против Украины и ее граждан проводятся постоянно. В том числе — в соцсетях. «Ботофермы», «тролли», «фейковые акаунты», «вброс» и распространение фейков — это то, с чем каждый день сталкивается каждый украинский пользователь социальных сетей. В России для виртуальных баталий давно «заряжены» масштабные структуры, обеспеченные серьезными ресурсами. Поэтому мы должны это учитывать, когда в следующий раз нам захочется перепостить сенсацию из российского источника или принять участие в очередном «интернациональном» флешмобе.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ