В последнее время действия России указывают на то, что российская угроза Украине, а также потенциально Кавказу, Беларуси и Прибалтике — вышла на новый уровень. Это вполне может предвещать широкомасштабную военную операцию.
Во-первых, в 2016 году Москва создала 25 дивизий и 15 бригад, увеличив при этом численность вооруженных сил всего на 10 тысяч человек. Это, вероятно, означает, что Россия собирается вести большую войну в течение длительного срока и при этом рассчитывает использовать советскую модель — с армией, состоящей из «кадрированных частей», которые существовали только на бумаге, пока их личный состав не призывался в ходе массовой мобилизации. О том, что Россия, возможно, задумалась о такой мобилизации, говорят учения 2016 года — в частности, учения «Кавказ-2016», — к которым привлекались силы министерства внутренних дел, банки (для выплаты солдатам жалованья в полевых условиях), больницы (для разворачивания полевых госпиталей) и чиновники из местных гражданских администраций. Судя по всему, Россия думает о долгих конфликтах и возвращается к фантазиям о военных и мобилизационных операциях в советском духе.
Во-вторых, в 2016—2017 годах Москва — в рамках этих же процессов — создала 1-ю гвардейскую танковую армию, 40-ю армию и 8-ю армию и разместила их вдоль украинских границ. Штаб 8-й армии расположен в Ростове-на-Дону. Силы этой армии могут, если потребуется, нанести удар в направлении Кавказа или быть переправлены по морю или по воздуху на Ближний Восток. Более того, любая из этих армий может быстро быть переброшена в Беларусь, чтобы подавить там беспорядки, если белорусское правительство не захочет или не сможет это сделать самостоятельно. Вдобавок, как отмечает Давид Баташвили, Россия сформировала четыре новых дивизии: 150-ю мотострелковую дивизию в Ростовской области, 10-ю танковую дивизию и 3-ю мотострелковую дивизию в Воронежской области и 144-ю мотострелковую дивизию под Смоленском. Они будут дислоцироваться, соответственно, в 50, 45 и 255 километрах от украинской границы. Кроме того штаб российской 20-й армии, ранее находившийся в восточной части Подмосковья, будет перемещен ближе к Украине, в Воронеж. Вдобавок три мотострелковые бригады, ранее базировавшиеся в глубине российской территории, недалеко от границы с Казахстаном и в Поволжье, перебрасываются на запад. Теперь они будут располагаться в Белгородской, Брянской и Воронежской областях, ближе, чем за 50 километров от украинской границы.
Свежие новости выглядят еще более зловещими. 8 марта Москва объявила, что приоритетным направлением для российского флота станут корабли, способные нести войска для проведения десантных операций. Такие силы могут быть легко использованы против Украины, Балкан, Кавказа или Ближнего Востока. 24 марта наблюдатели заметили, что в поселок Покровское в расположенной недалеко от Украины Ростовской области прибыли десятки танков. Одновременно Россия направила части воздушно-десантных войск (ВДВ) в Белоруссию, что не позволяет Украине перебросить силы с севера на находящуюся под угрозой южную границу, в район Мариуполя. Эти части ВДВ также явно угрожают вторжением в Беларусь.
Помимо этого продолжаются киберудары. По оценке украинского правительства, в ноябре и декабре 2016 года Россия организовала 6500 кибератак, направленных против различных украинских ведомств, в том числе против министерства обороны, министерства финансов и казначейства. Хакеры также избрали своей мишенью энергосистему Киева, что привело к отключению электроэнергии в некоторых частях столицы. Стоит заметить, что первое такое отключение в результате кибератаки случилось годом раньше, в декабре 2015 года, когда российские хакеры вмешались в работу энергосистемы на Западной Украине.
С начала 2017 года постоянно возрастают количество и масштаб нарушений перемирия со стороны российских сил. Только с 12 по 20 марта состоялось 336 нападений, в ходе которых погибли девять украинских солдат и 35 были ранены. 23 марта при свете дня в Киеве был убит бывший депутат российской Думы Денис Вороненков, а в Харькове взорвался завод боеприпасов. Это указывает на возвращение к тактике организованных государством терактов на Украине.
Таким образом, действия России и перемещения ее вооруженных сил в сочетании с предстоящими в августе-сентябре учениями «Запад-2017» в Беларуси дают основания опасаться новой военной операции либо в Украине, либо в Беларуси, либо даже на Кавказе. Более того, у Путина сейчас осталось меньше пространства для маневра внутри страны, чем раньше. Экономические реформы и экономический рост в настоящее время маловероятны. Вдобавок, российской армии сейчас не хватает личного состава, а российский оборонный бюджет, судя по всему, достиг своих пределов. Возможно, Путин чувствует, что ему следует как можно раньше нанести удар, если он хочет создать предлог, оправдывающий широкомасштабную мобилизацию в преддверии выборов 2018 года, на которых он будет делать акцент на российском статусе сверхдержавы. Очень вероятно, что приближается период, когда Украина, Беларусь или Кавказ будут находиться в максимальной опасности.
Стивен БЛАНК — старший научный сотрудник Американского совета по внешней политике
Atlantic Council, 4 апреля 2017, перевод ИноСМИ.Ru
КОММЕНТАРИЙ
«Россия по-серьезному готовится к войне с НАТО»
Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, конфликтолог, профессор Киевского национального университета им. Т.Шевченко:
План А по широкомасштабному вторжению России в Украину существовал в 2014—2015 годах. Особенно это касается 2015 года, когда проговаривались разные вариации российской агрессии, в частности одна из которых называлась «дорога в Крым». Тогда госсекретарь США Джон Керри приехал в Сочи, и с Путиным они срочно уладили эту ситуацию в обмен на то, что Украина не будет в НАТО и откажется от каких-либо наступательных действий по освобождению Донбасса.
Теперь Россия реализует план Б, который, прежде всего, заключается в развитии военной инфраструктуры, в частности штурмовых дивизий и спецназа, вокруг Украины и в Беларуси тоже. Но это направлено не только против Украины, Россия по-серьезному готовится к войне с НАТО. Поэтому будет формироваться первый стратегический эшелон, который будет включать территорию Беларуси, границы с Украиной и, соответственно, усиление в Крыму военных группировок против восточного фланга НАТО. Кроме того, план Б включает распространение диверсионных акций на всю территорию Украины, а также деморализацию нашей обороны на востоке Украины через нанесение больших потерь.
Понимая ограничения собственных военных ресурсов, о чем пишет Бланк, на прошлогодних учениях россияне как раз отрабатывали стратегическую наступательную операцию — прорыв фланга НАТО в одном или другом направлении. На мой взгляд, они планируют две операции. На учениях «Кавказ-2016» министр обороны Сергей Шойгу откровенно сказал: мы отрабатываем наши операции на юго-восточном направлении — через Украину, Молдову, Румынию, дальше Балканы. А другое направление — намного легче — и оно может стать вторым Крымом. Это объединение территории России с Калининградской областью. Я убежден, что Россия фактически за несколько часов может заблокировать страны Балтии, использовав тактику «зеленых человечков».
Что касается размещения натовских батальонов в странах Балтии, то это скорее символическое сдерживание. Россияне со своей стороны рассчитывают на реальное соотношение сил. Что такое четыре батальона против десяти бригад вооруженных сил РФ? Конечно, россияне не рассчитывают дойти до Берлина, как это было в 1945 году. Если Россия реализует эти операции, то НАТО будет окончательно дискредитирован и в конечном счете рассыплется. Таким образом россияне нанесут НАТО не столько военное, как военно-политическое поражение. И это реально. А Путин, как известно, привык всех ставить перед фактом.
Учитывая вышеупомянутый анализ американского эксперта, Украине следует признать, что она находимся в состоянии войны, ввести в строй план обороны страны и действовать соответственно
Подготовил Мыкола СИРУК, «День»