Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Самобытность Густынского монастыря

Об одном из наиболее выдающихся архитектурных комплексов XVII века в Украине
21 апреля, 2017 - 12:01
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

«День» за свою 20-летнюю историю уже много сделал для открытия украинцам не до конца известных, но очень ценных памятников во всех регионах. Мы не бросаем это дело, и здесь нам на помощь приходят читатели, которые присылают материалы о своих местных жемчужинах, например Густынском монастырь. Предлагаем вам также приобщаться и присылать свое видение ТОП-10 мест вашего края, которые необходимо посетить в Украине, и в частности на Черниговщине.

Он основан в 1600 году выходцем из Киево-Печерской лавры Иоасафом. Это один из старейших монастырей, выдающийся ансамбль сооружений в стиле украинского барокко. Для изучения истории украинской архитектуры этот ансамбль особенно интересен. Все здесь по-своему значительно: и комплекс в целом, и каждое сооружение.

До наших дней сохранились следы рва, некогда опоясывавшего стены крепости. Крепостное назначение монастыря усиливалось тем, что ранее он был расположен на острове. Лишь со временем воды реки Удай отступили, и он оказался на берегу. В конце XVIII века монастырь был ликвидирован, долго находился в полуразрушенном состоянии и только в 30—40-х годах XIX века был восстановлен.

Полуразрушенным видел этот ансамбль Тарас Шевченко. Его повесть «Музыкант» начинается проникновенными строками об этом прекрасном памятнике. Известны три акварельных рисунка: «В Густыне Церковь Петра и Павла», «Ворота в Густыне. Церковь св. Николая», «В Густине. Трапезная церковь». Эти рисунки вошли в альбом 1845 года, который хранится в Институте литературы им. Т. Г. Шевченко Национальной академии наук Украины.

Лучшим архитектурным памятником Густынского монастыря является каменный Троицкий собор, построенный в 1672—1676 годах. Он представляет собой ранний образец крещатого пятикупольного храма, который ведет свое начало от деревянной архитектуры. В этом здании обобщено все самобытное и оригинальное, что постепенно развивалось в украинской архитектуре.

Интерьер строения производит огромное впечатление благодаря оборудованию трех этажей ниш в западной, южной и северной сторонах западного притвора. Ярусное расположение ниш в какой-то степени напоминает театральный зал. А еще в соборе использованы грушевидные купола. Именно такие очертания куполов придают особое своеобразие этому памятнику.

Все пять куполов Троицкого собора имеют неправильную форму и разные размеры. Объяснить это можно, очевидно, тем, что стены делались чуть-чуть наклонными внутрь — как в деревянных сооружениях.

Архитектура комплекса Густынского монастыря оказала заметное влияние на следующее строительство. Ее черты мы встречаем в сооружениях других монастырей более позднего времени.

Интересен Густынский монастырь и тем, что именно здесь был найден один из ценных памятников украинской историографии начала XVII века — Густынская летопись. Летопись, дошедшая до нас, представляет собой более поздний список, сделанный в 1670 году из какого-то экземпляра иеромонахом Михаилом Лосицким. Как видно из предисловия, Лосицкий был не создателем летописи, а лишь ее переписчиком.

Летопись называется «Кройника» и представляет собой компиляцию из многих древних руських и польских источников. Она содержит в себе целостное сокращенное изложение истории от Киевской Руси до Брестской унии включительно, до 1597 года.

Определенный интерес преставляет и Густынская монастырская летопись, или «Летописец о первом зачатии и создании обители монастыря Густынского», которая охватывает 1600—1640 годы. В ней освещаются в основном дела церковные, и преимущественно те, которые связаны с историей Густынского монастыря как одного из центров идейной борьбы против католицизма и унии на Левобережье. Церковная история представлена здесь в связи с рядом политических событий, в частности о деятельности Сагайдачного и его политике на разрыв унии и  восстановление православной иерархии в 1620 году...

Анатолий РЫЖЕНКО, краевед, Прилуки
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ