Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыка, скрипка и... бренд

В последний день мая в Киеве с успехом выступил Валерий Соколов
2 июня, 2017 - 11:21
ФОТО ЮРИЯ ШКОДЫ

Концерт состоялся в Национальной филармонии. Этот вечер  подарил меломанам прекрасную программу, которую представили музыканты Национального камерного ансамбля «Киевские солисты» (дирижер — Виталий Протасов) и солисты — Валерий Соколов (скрипка) и Марчин Сенявский (виолончель) Польша. В первом отделении прозвучал Секстет № 2 соль мажор, тв.36 Брамса, а во второй части вечера Концерт для скрипки с оркестром ре мажор Бетховена.  Следует отметить, что ансамбль «Киевские солисты», основанный легендарным Богодаром Которовичем, в последнее время переживает определенный подъем. Во многом благодаря сотрудничеству с молодым, но хорошо известным музыкантом, одним из немногих скрипачей, играющих на инструменте работы знаменитого мастера Страдивари и относящихся к десятке лучших исполнителей мира, — Валерием Соколовым. «Дню» удалось пообщаться с музыкантом, и он рассказал о своем амбициозном проекте, который рассчитан до конца концертного сезона 2017—2018 годов.

«Я ЗАНИМАЮ ПОЗИЦИЮ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА»

— Ваши ближайшие планы связаны с «Киевскими солистами». Вы давно знаете этот коллектив?

— Нет. Как ни странно, это — единственный оркестр в Украине, с которым я раньше не выступал.

— Почему тогда выбрали его?

— «Киевские солисты» у меня всегда ассоциировались с яркой индивидуальностью их основателя, а я ученик Сергея Евдокимова — это «Школа Богодара Которовича». Мне хотелось бы продолжить и преумножить то, что он сделал. Все, что мы могли сделать в мое время, — поехать учиться за рубеж. Но нужно и отдавать своей Родине. Это такая, возможно, наивная идея, но она, умноженная на труд, к чему-то приведет. Приезжать и говорить, что на Западе лучше, мне, честно говоря, уже немного надоело. Хочется и здесь видеть какое-то развитие.

— То есть вы видите потенциал в этом коллективе?

— Безусловно! Здесь работают талантливые люди. Просто не хочется, чтобы все функционировало в местных рамках. Желательно, чтобы мы по-настоящему направились в сторону Европы! И в первую очередь это, конечно, — приезжие музыканты. Мне нравится играть с европейцами у себя дома. Возможно, здесь публика не такая избалованная, так много всего интересного!

— А кто вас пригласил в ансамбль «Киевские солисты»?

— Все началось со странного стечения обстоятельств. Меня никто не приглашал, я просто предложил свой вариант сотрудничества. Всегда представлял себе оркестр с играющим руководителем, — не дирижером, а именно исполнителем-лидером. Поскольку я еще и сам нахожусь в состоянии развития, то подумал, что это будет мне очень полезно. Я хочу творчески привнести в деятельность коллектива что-то новое.

— Не планируете овладеть дирижерской профессией?

— Нет! Я никогда не занимаюсь не своим делом. Музыкантов, ставших дирижерами, — очень много, не собираюсь идти в этом направлении. Я работаю с этим оркестром на репетициях, выражаю музыкантам свои творческие идеи плюс приглашаю солистов, с которыми у меня хорошие отношения и которые готовы бесплатно приехать и выступить с коллективом. Я занимаю позицию концертмейстера. Мы — ансамбль солистов, играем без дирижера вообще. У нас творческая задача — повысить мастерство и перейти на какой-то новый этап камерного исполнения.

— Заявлен цикл из восьми концертов. Три из них уже состоялись, последний  — 31 мая в Национальной филармонии Украины.

— Да — это мой личный проект продолжительностью в сезон, который постепенно будет реализовываться. Это — насыщение сезона «Киевских солистов» интересными музыкантами, ведь к нам мало приезжает именитых людей.

— В апреле в вашем концерте принял участие французский альтист Жерар Коссе, теперь — польский виолончелист Марчин Сенявский. Кого планируете еще пригласить?

— Приедет мой хороший друг, лауреат многих скрипичных конкурсов Никита Борисоглебский. Потом мы отправимся в турне по Украине с оркестром: Херсон, Запорожье, Одесса, я думаю, Днипро, — это уже моим менеджментом организовано. После Никиты — Гарри Хоффман. Довольно часто он приезжает в Украину, но я люблю этого виолончелиста и пользуюсь любой возможностью с ним сыграть.

По стратегии сезона, перед Рождеством, 22 декабря, хочется поиграть что-то для души. Я познакомился с уникальным египетским виртуозом на лютне, живущим в Австралии, Джозефом Тавадросом. Он — потрясающий музыкант! У него есть своя концепция программы, которую он воплотил с австралийским камерным оркестром. Джозеф никогда не был в Украине и с радостью принял мое приглашение. Конечно, это будет не бесплатно. Но я делаю такой подарок себе и надеюсь, что киевляне, которые придут на концерт, тоже его оценят.

В начале 2018 года в Киев приедет петербургский пианист Владимир Мищук, лауреат Конкурса им. П. Чайковского, а также прекрасный сербский пианист Саша Маджар. Они будут играть клавирабенды с оркестром. Ну, и кульминацией нашего цикла будет, я надеюсь, — это моя давняя мечта, — игра на юге страны. Море, солнце, ты выходишь — и такое ощущение, что работаешь и отдыхает одновременно: летний фестиваль в Одессе. Возможно, в оперном театре.

«ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД К ДЕЛУ НА УКРАИНСКОМ ФУНДАМЕНТЕ»

— Какая музыка будет звучать в ваших будущих концертах?

— Это будет академическая классика плюс произведения, специально написанные для меня.

— А украинскую музыку планируете?

— Да! Мы с удовольствием сыграем современных авторов.

— Я знаю, что Евгений Станкович вам посвятил концерт.

— Я обожаю скрипичное творчество Евгения Федоровича, потому что он как никто чувствует инструмент.

— А с кем еще из украинских композиторов вы работали?

— Я мало исполнял украинских композиторов: играл Е.Станковича, а сейчас готовлю премьеру концерта Валентина Сильвестрова с дирижером Кириллом Карабицем.

Для «Киевских солистов» я постараюсь подготовить и зарубежные поездки. У нас уже запланированы две интересные на 2018 год. Это авторский концерт в филармонии Мюнхена — композитора, моего друга, живущего в Германии, Владимира Генина, ученика Георгия Свиридова. А потом будет концерт в Консерватории имени Джузеппе Верди в Милане.

— Вы любите приезжать в Украину?

— Конечно, люблю! Надеюсь, что мой энтузиазм не иссякнет.

— Просто здесь условия, я так понимаю, — небо и земля, по сравнению с теми, которые вы имеете за рубежом.

— Я даже не сравниваю. Когда приезжаю — «отключаюсь». Здесь другие приоритеты. Дело в том, что время талантливых молодых людей, к которым приходят и что-то для них делают, окончилось. Нужно просто это понять, принять. Ты пока сам не сделаешь — ничего не будет. Следует научиться быть частью создаваемого тобой процесса.

— Похвально, что вы хотите быть частью этого процесса.

— Я далек от мысли, что вот так сразу на нас откуда-то посыплются предложения, я готов бороться за какие-то новые установки, но прежде всего — за музыкальный уровень, чтобы нам всегда было что представить. Нельзя жить только своей украинской спецификой. Нужно стремиться к бизнес-режиму. Я не политичный человек, но раз мы хотим свободы, то нужно и уровень поднимать. Для меня в приоритете — мое личное музыкальное развитие в общении с этим оркестром.

Я пытаюсь применить европейский подход к делу на украинском фундаменте. Что из этого получится — посмотрим. Я сам пока не знаю. По крайней мере, мы будем стараться из этих концертов, которые должны состояться, делать что-то интересное, чтобы это не было очередным рядовым выступлением.

— Дома часто бываете?

— Очень мало. Особенно в последнее время. Я полностью завязан на своей профессии. Иногда мне хочется все забросить и заняться собой, но не получается. Потому что заниматься только собой — скучно. Да и если все время будешь сидеть дома, то чего добьешься?

Я не хочу распыляться на множество проектов. Я езжу в Украину не деньги зарабатывать, и тратить свои силы хочу на что-то серьезное. Стремлюсь быть частью культуры, к которой мы привыкли и которую хотим видеть.

СПРАВКА «Дня»

Валерий Соколов — один из наиболее востребованных в мире скрипачей современности, получивший признание благодаря технической безукоризненности игры, эмоциональности и художественной зрелости в исполнении самых сложных произведений скрипичного репертуара.

Когда Валерию было 18 лет, о нем снял фильм «Скрипка в душе» знаменитый французский режиссер Бруно Монсенжон — автор документальных лент о Святославе Рихтере, Дитрихе Фишере-Дискау, Гленне Гульде, Давиде Ойстрахе, Иегуди Менухине. Этот фильм получил множество похвальных отзывов и транслировался на телеканале ARTE TV.

Валерий Соколов родился в 1986 году в Харькове. Учился в Харьковской специальной музыкальной школе (класс доцента Евдокимова С.А). В 1999 г., благодаря удачному выступлению на юношеском международном конкурсе скрипачей имени Пабло Сарасате в Памплоне, получил грант на продолжение учебы в лондонской Школе скрипачей Иегуди Менухина, куда поступил в класс Наталии Боярской. По окончании школы был принят в лондонский Королевский колледж музыки (класс Феликса Андриевского). В 2011 году окончил аспирантуру франкфуртской Высшей школы музыки и театра / Кронбергской академии (класс Анны Чумаченко). Ныне — аспирант Венской консерватории (класс Бориса Кушнира).

Сольные концерты музыканта прошли в парижском театре Шатле и Театре на Елисейских полях, Лондонском Вигмор-холле, Театре Олимпико в Риме, а также в Линкольн-центре, Фестивальном зале Баден-Бадена, в залах Ванкувера, Гонконга, Лиона, Эссена и др. В феврале 2008 г. Валерий дал американскую премьеру Концерта для скрипки и фортепиано Бориса Тищенко в Карнеги-холле. Соколов —  автор идеи и художественный руководитель Международного фестиваля камерной музыки «Музыкальные вечера» (Харьков).

Ольга ГОЛИНСКАЯ, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ