Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оторваться от агрессора

Поможет ли безвиз с Европой реально распрощаться с Россией? И нужно ли вводить визы с оккупантом?
12 июня, 2017 - 18:53
ФОТО МИХАИЛА ПАЛИНЧАКА

Украина наконец официально получила безвиз. Но не стоит рассматривать безвизовый режим для нас как подарок. Скорее, подобным шагом ЕС отдал свой долг перед Украиной, которая защищает его восточные границы от российского агрессора и еще в 2004 году отменила визы для стран Запада.

Как сообщают пользователи социальных сетей, в первые же часы отмены безвизового режима аэропорт Вильнюса встречал украинцев большим баннером: «You did it! Welcome!». Президент Украины Петр Порошенко, выступая на торжественных мероприятиях по безвизу в Киеве, потроллил Кремль, вспомнив слова Михаила Лермонтова: «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ». Народ радостно поддержал Президента за цитирование строк российского поэта. Но на самом ли деле украинцы оторвались от России так далеко, как хотелось бы?

Безвиз, как в целом движение в Европу, имеет высокую цену для Украины. Только вдумайтесь — 4 погибших воинов во время, когда торжественно заработал обратной отсчет времени до полуночи с 10 на 11 июня, своими смертями ясно дают понять, что выстраданная отмена визового контроля с Европой оплакана слезами матерей и омыта кровью украинских ребят. Более того, как справедливо отмечает на своей странице в Facebook историк и журналист Ростислав Мартынюк, путь к безвизу начался не на Майдане. «Во времена Ивана Мазепы украинские товары имели два морских порта: Ригу и Кенигсберг. Границы были, но наша рожь, наша селитра, наши овощи шли в Европу с минимальной пошлиной, а персонально для казаков — free visa regime. После 1782 года даже становые казаки потеряли право на free visa regime. И уже не имели его до настоящего времени вместе со всеми посполитыми», — пишет Ростислав.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Граница с Европой появилась с приходом российского оккупанта еще с XVIII века. А уже при советской власти появился даже термин «проживал вне паспортированной местности». То есть оккупант фактически запретил украинцам свободно передвигаться внутри страны.

С открытием границ в Европу возник еще один вопрос: какие новые неожиданные риски теперь появятся для европейского мира от россиян?

«Безвизовый режим дает нам возможность ментального отрыва от России, — говорит «Дню» доктор политических наук, конфликтолог, профессор Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко Григорий Перепелица. — Как граждане Украины мы уже чувствуем себя в европейском пространстве. Безвиз доказал, что Европа доверяет гражданам нашего государства, которое признают как европейское, а украинцев признают как европейскую нацию. Но, к сожалению, к России нас еще привязывает общий бизнес, экономические и семейные связи. В большой степени совковое сознание еще будет оставаться, но для молодого поколения это хороший шанс как раз избавитися или не приобрести такое сознание, которое доминирует сейчас в оккупированных Крыму и части Донбасса. Те из известных персон, которые подтверждают свою лояльность или принадлежность к так называемому русскому миру, просто не будут авторитетами в обществе. К сожалению, мы имеем постсоветскую колониальную элиту, которая все еще мыслит интересами метрополии. Поэтому безвиз позволяет нам создать молодую европейскую элиту».

«Следующий шаг — вместе с отменой виз в ЕС, Украина должна ввести визы с РФ, — продолжает Перепелица. — Я об этом говорил, еще тогда, когда официальная власть выступала категорически против визового режима с РФ. Когда входили в Шенгенскую зону наши соседи, то, соответственно, они вводили визовый режим с Украиной, хотя до того со Словакией, Венгрией, Польшей, странами Балтии у нас был безвизовый режим. И это было логично, ведь Европа требовала от этих стран обеспечить безопасность восточных границ. Потому что, прежде всего, визовый режим является мерой безопасности. Европейский Союз пошел нам навстречу в этом плане, ведь до сих пор Украина так и не ввела визы с РФ. У нас более чем 400 км открытой границы с РФ, которая абсолютно нами не контролируется. Я удивляюсь, почему ни Администрация Президента, ни МИД этого не делают. Кроме того, не следует забывать, что у нас продолжается война и еще в 2014 году из России в Украину свободно попадали тысячи «туристов», потом срывали украинские флаги, вешали триколоры, захватывали государственные здания. Почему-то нашей власти тогда даже мысль не приходила в голову ввести со страной-агрессором визы».

Тема необходимости введения визового режима с РФ не нова. Первым официально об этом еще в октябре прошлого года высказался спикер Верховной Рады Андрей Парубий. Тогда он заявил, что оснований для введения виз со страной-агрессором более чем достаточно. «Кроме ареста журналиста Сущенко, это еще и выводы международной следственной комиссии, которая доказала, что малайзийские Boeing был сбит из российского «Бука». Безвизовый режим между Киевом и Москвой регулирует межправительственное соглашение. Поэтому Рада, в случае результативного голосования, будет просить правительство его пересмотреть», — заявил Парубий. Но многие эксперты оценили его заявление исключительно как политическое. Сам Парубий недавно признал, что перед голосованием за визовый режим с РФ необходимо провести широкие парламентские консультации для того, чтобы быть уверенным в гарантии позитивного голосования. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин в понедельник в эфире «1+1» выступил с убеждением в необходимости создания системы предварительного информирования граждан России об их намерении посетить Украину. «Визы на самом деле отживают, они отходят, — заявил Павел Климкин. — Во-первых, мы теперь привыкли к биоматематическим паспортам и должны перейти к тому, что люди ездят только по биоматематическим паспортам... Второй момент, который для меня важен, необходимо создать соответствующую платформу и контролировать въезд, так, чтобы это не было абсолютно неконтролированный».

Пресс-секретарь МИД Марьяна Беца несколько недель назад сообщала, что Министерство иностранных дел Украины будет готово к введению визового режима с Российской Федерацией в случае принятия политического решения. РФ в свою очередь уже заявляла, что как только будут введены визы со стороны Украины, Кремль сразу отреагирует соответствующими мерами. Беца отметила, что следует учитывать, что в РФ находятся 3—4 миллиона граждан Украины, и отдельно подчеркнула важный и болезненный момент: «У нас есть территория Крыма временно оккупированная, то есть как тогда будет действовать въезд на территорию Крыма, если Россия введет зеркальные меры. Это же все-таки наша территория, мы же не будем въезжать туда по визам». Напомним, что об этом говорила Марьяна  Беца  еще 31 мая, а вот в воскресенье в комментарии «112 Украина» она заявила: «В будущем, в более широкой перспективе, возможно также введение въезда исключительно по биоматематическим паспортами, с визами, с регистрацией в миграционных службах, как это, например, в той же России, где нужно в течение трех дней зарегистрироваться».

В условиях войны усиление границы и миграции со страной агрессором кажется шагом логическим. Однако голым патриотизмом здесь не обойтись. Национальная безопасность в условиях гибридной войны приобретает специфические особенности, а следовательно, требует взвешенных подходов.

Глава комитета ВР по иностранным делам Анна Гопко в эфире 5 канала прокомментировала эффективность возможного введения визового режима Украины с РФ таким образом: «Могу сказать, что российская агентура может попасть в Украину и с белорусской стороны, если будет вопрос потребности. Поэтому я бы не сказала, что визовый режим с Россией является реально эффективным шагом для того, чтобы не пускать, и что это тот инструмент, который поможет избежать пересечения границы российской агентурой. Все настолько продумано, они могут заехать с разных сторон, с разными паспортами. Это вопрос эффективности, способности нашей Службы безопасности, сотрудничая с представителями стран — членов НАТО, имея двусторонние соглашения. То есть мне кажется, что вот здесь нужно наладить более эффективное сотрудничество нашей разведки с разведками других стран, которые имеют базы этих российских агентов, диверсантов, которые работают для воплощения российских подрывных вопросов».

«Относительно возможного введения визового режима с РФ у меня возникает вопрос, почему через три года после начала российской агрессии появляется подобная инициатива через Верховную Раду, — дает комментарий «Дню» народный депутат V, VI, VII созывов, лидер правозащитного движения «Сила права» Андрей Сенченко. — По моему мнению, сейчас реализуется ряд усилий в разных направлениях для того, чтобы отвлечь общественное мнение от проблем, которые связаны с функционированием украинской власти, разрушением механизмов государственного управления и от того, что власть продолжает торговать, а не защищать страну. Поэтому в настоящий момент псевдоукраинские инициативы генерируются достаточно активно. Компетенция в вопросе введения визового режима лежит полностью на правительстве и Министерстве иностранных дел, которое подчинено непосредственно Президенту Украины, так как он предлагает кандидатуру премьер-министра и отвечает за всю внешнюю политику. Парламент чисто технически не имеет отношения к введению визового режима. Вопрос возможного введения визового режима с РФ должен быть взвешенно обсужден на заседании СНБО. Подобное решение уже было и по непонятным причинам так и не было реализовано. Почему так случилось, нужно спросить у самого Порошенко, ведь именно указами Президента реализуются решения СНБО. То, что он этого не сделал, значит, что у него, по-видимому, были какие-то причины, которые нам не известны».

«Если оценить ситуацию с возможным введением визового режима с РФ с точки зрения последствий, то нужно осознавать, что Кремль как государство агрессор может сформировать для нас очень болезненный ответ, — продолжает Андрей Сенченко. — И именно в этом плане нужно взвешенно отнестись к тому, где мы выигрываем и где проигрываем. Когда говорят, что таким образом будет прекращен приезд российской агентуры в Украину, нужно сразу сказать, что для этого визовый режим не нужен. Для этого государство имеет другие формы защиты. Для ограничения въезда на территорию Украины лиц, которые ведут себя неадекватно, существует СБУ. Напомню, что существовало решение, которое действовало в 2014 году и которое запрещало въезд тем гражданам РФ, которые могли пополнять отряды антиукраинских образований, которыми руководила российская агентура. То есть соответствующие мероприятия можно реализовывать и без визового режима. Нужно также осознавать, что на сегодня существует достаточно большой поток украинских граждан, которые ездят в Крым. При этом я не принимаю во внимание тех граждан, которые ездят туда отдыхать, что непатриотично. Но есть много людей, которые не могут бросить свое имущество, родителей преклонных лет и т.п. Они вынуждены туда возвращаться. Представьте себе, когда РФ в ответ на введение визового режима со стороны Украины сделает то же самое со своей стороны. Оккупант заставит всех этих людей выстраиваться в очереди в консульства РФ для получения визы в украинский Крым, который они оккупировали. Потом они будут показывать эти картинки по всему миру как факт признания украинскими гражданами российского статуса Крыма».

Вице-президент ПАСЕ, депутат Верховной Рады Георгий Логвинский считает иначе. В комментарии «Дню» он заявил: «В конце концов мы должны определиться, как говорят, воюем мы с РФ или торгуем. Россия является страной агрессором, а следовательно, границы с ней не должны быть настолько прозрачными, как с другими странами. Считаю, что при правильном построении системы защиты государства, введение виз с РФ может быть полезно национальной безопасности Украины. Что касается крымчан, в соответствии с законом «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории» получение документа, который называется «паспорт гражданина РФ», на территории Крыма Украиной не признается. Поэтому для нас они остаются гражданами Украины, которые могут свободно передвигаться. Но понятно, что мы должны рассчитать все последствия введения визового режима с РФ для того, чтобы принять в конечном итоге взвешенное решение. Например, мы должны принимать во внимание тот факт, что миллионы украинских граждан находятся на территории РФ. Здесь стоит вспомнить и о международном опыте. Например, каждый гражданин Израиля, когда выезжает на территорию другой потенциально враждебной страны, предупреждается, что его страна не может гарантировать ему безопасность. То есть часть рисков человек берет на себя. Поэтому израильтяне и не ездят на эти территории. Такая же ситуация с украинцами в РФ. Украина, безусловно, сделает все для того, чтобы помочь каждому своему гражданину где угодно, но человек должен осознавать, что в некоторых случаях государство может оказаться бессильным. Те миллионы украинцев, которые находятся в РФ, должны об этом помнить и задуматься о целесообразности своего пребывания там».

Напомним, что по данным опроса КМИС в сентябре 2016 года 49% украинцев считало, что с Россией должны быть отношения с закрытыми границами, визами и таможнями. Тем не менее слова Президента с цитатой Михаила Лермонтова необходимо наполнить реальным содержанием. Особенно учитывая тот факт, что Украина и РФ будут всегда иметь общую границу, а следовательно, разрыв с агрессором насколько это возможно должен быть и ментальным, и бизнесовым, и политическим. Поэтому необходимо выработать инструментарий создания государства для усиления украинского общества, чтобы украинец, который сейчас является не настолько экономически сильным, как хотелось бы, чувствовал себя защищенным, свободным и в конечном итоге богатым. Для этого нужна качественная конкуренция, зависимость власти от права, институт репутации и т.п. А это, в свою очередь, нуждается в высоких алгоритмах, которые способны внедрять державники.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ