За последние полгода силами представителей Украинского Хельсинского союза по правам человека, экспертов международного гуманитарного права, экологов и ученых, экспертов по вопросам экологии проведено исследование экологических потерь Донбасса вследствие войны. В нем внимание уделили и вопросу привлечения Российской Федерации к ответственности за это.
За последние три-четыре года в Украине было несколько подобных исследований, в том числе Национального экологического цента, специалистов МБО «Экология. Право. Человек». Они показывают, что виды экологического вреда там — весьма разнообразны. Это уничтожение экосистемы в результате пожаров и взрывов, затопление шахт, утечки опасных веществ с предприятий химической и металлургической промышленности, загрязнение воды, почвы и воздуха, а также — браконьерство, вырубка леса, добыча природных ресурсов... Заповедные территории в основном пострадали из-за того, что их использовали как наиболее удобные для размещения войск. Сегодня практически все они — заминированы.
«Если собрать все отчеты, это будет весомой основой для формирования доказательной базы для создания методологии оценки экологического ущерба, — считает кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник Национального научно-природоведческого музея Игорь Загороднюк. — Меня пригласили как человека, который много работал в заповедниках востока Украины, также я работал в Луганском университете. Считаю, что большая сложность — в обобщении данных, поскольку исследовать состояние природной среды можно по очень многим параметрам. Большинство объектов природно-заповедного фонда находится на линии разграничения, в районе Северского Донца. Практически все они попали под обстрелы, выгорели. Мы надеемся и на постконфликтную оценку — что после завершения вооруженной агрессии это можно будет сделать на всей территории Донбасса. Должен быть определенный алгоритм вычислений, это реально сделать. Я считаю, что мы можем получить данные и с неподконтрольных территорий, потому что там есть люди, с которыми мы сотрудничали до войны — они работали экологами, сотрудниками в заповедниках, в охотничьих хозяйствах, у нас есть контакты».
По словам специалистов, существующие нормы международного гуманитарного права устанавливают очень высокий пороговый уровень, чтобы привлечь государство-агрессора к ответственности за экологические нарушения. Специалисты говорят, что это трудно доказать, поэтому следует использовать все возможные инструменты.
«РФ, как страна, которая осуществляет военную агрессию в Украине, должна возмещать ущерб, причиненный вследствие нарушений Женевских конвенций, регулирующих вопросы защиты гражданского населения и защиты жертв войны. Также Россия несет ответственность за вред, причиненный природным объектам Донбасса и Крыма, согласно положениям Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны. Важно создать доказательную базу, свидетельствующую об участии вооруженных сил РФ в военной агрессии, и доказательства контроля РФ над вооруженными группировками Донбасса, — считает доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Марина Медведева. — Сегодня Украина уже подала иск в международный суд ООН, но предмет его ограничен расовой дискриминацией и финансированием терроризма, и места для экологического вреда там нет. В связи с этим целесообразно было бы разработать единую консолидированную претензию, которая через механизмы ООН представляется государствам-нарушителям. Такая практика в мире есть: достаточно примера компенсации экологического ущерба в результате вторжения Ирака в Кувейт, подобные решения были по Уганде и Конго. Украине нужно прилагать максимум дипломатических усилий, чтобы отстаивать свои интересы при разработке проекта Комиссии международного права об ответственности за вред окружающей среде в результате вооруженного конфликта. Сегодня позиция Украины там — очень весомая».
По словам специалистов, наше государство добилось принятия в ООН такого важного документа, как Резолюция по окружающей среде в Программе ООН по окружающей среде (руководящий орган ЮНЕП по вопросам окружающей среды в районах, пораженных вооруженным конфликтом). Резолюция дает надежду, что после завершения конфликта в Донецкой и Луганской областях проведут постконфликтный мониторинг окружающей среды с участием экспертов ЮНЕП.
По мнению эколога Национального экологического центра Алексея Василюка, некоторые подсчеты можно сделать дистанционно: например, спутниковые данные дают очень точную информации о площади и конфигурации пожаров (по данным НЭЦУ, сегодня ориентировочно четверть всех лесных массивов заповедных территорий Донбасса — повреждены).
«Мы провели подсчеты экологических потерь вследствие обстрелов, которые происходили в региональном ландшафтном парке «Донецкий кряж» возле Шахтерска: оценили, сколько деревьев, какой породы, возраста, толщины повреждено, и получилось, что потери государства только в этом парке — 14 миллиардов гривен. Можно посчитать воронки, степень загрязнения почвы: например, снаряд 120 миллиметров содержит 400 г серы, поэтому можно посчитать, сколько тяжелых металлов остается в почве. Другое дело, что мы не можем посчитать воронки в лесах, когда воронка — в воронке, когда не взорвался снаряд», — привел пример Алексей Василюк.
Специалисты говорят, что нередко в преступлениях трудно выделить только экологическую составляющую. Например, по словам доктора юридических наук, аналитика Украинского Хельсинского союза по правам человека Аллы Благой, диверсия может проявляться в семи формах нарушений законодательства, в том числе — в общественно опасных действиях, связанных с воздействием на окружающую среду.
Самое важное сейчас — консолидировать усилия: собрать максимум фактов, разработать алгоритм оценки ущерба и разработать единую консолидированную претензию иска для иска о возмещении убытков за ущерб, причиненный окружающей среде. Нужно создать систему обобщения информации. Есть идея и создать комиссию по определению экологического ущерба и назначению компенсации.
За последние полгода силами представителей Украинского Хельсинского союза по правам человека, экспертов международного гуманитарного права, экологов и ученых, экспертов по вопросам экологии проведено исследование экологических потерь Донбасса вследствие войны. В нем внимание уделили и вопросу привлечения Российской Федерации к ответственности за это.
За последние три-четыре года в Украине было несколько подобных исследований, в том числе Национального экологического цента, специалистов МБО «Экология. Право. Человек». Они показывают, что виды экологического вреда там — весьма разнообразны. Это уничтожение экосистемы в результате пожаров и взрывов, затопление шахт, утечки опасных веществ с предприятий химической и металлургической промышленности, загрязнение воды, почвы и воздуха, а также — браконьерство, вырубка леса, добыча природных ресурсов... Заповедные территории в основном пострадали из-за того, что их использовали как наиболее удобные для размещения войск. Сегодня практически все они — заминированы.
«Если собрать все отчеты, это будет весомой основой для формирования доказательной базы для создания методологии оценки экологического ущерба, — считает кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник Национального научно-природоведческого музея Игорь Загороднюк. — Меня пригласили как человека, который много работал в заповедниках востока Украины, также я работал в Луганском университете. Считаю, что большая сложность — в обобщении данных, поскольку исследовать состояние природной среды можно по очень многим параметрам. Большинство объектов природно-заповедного фонда находится на линии разграничения, в районе Северского Донца. Практически все они попали под обстрелы, выгорели. Мы надеемся и на постконфликтную оценку — что после завершения вооруженной агрессии это можно будет сделать на всей территории Донбасса. Должен быть определенный алгоритм вычислений, это реально сделать. Я считаю, что мы можем получить данные и с неподконтрольных территорий, потому что там есть люди, с которыми мы сотрудничали до войны — они работали экологами, сотрудниками в заповедниках, в охотничьих хозяйствах, у нас есть контакты».
По словам специалистов, существующие нормы международного гуманитарного права устанавливают очень высокий пороговый уровень, чтобы привлечь государство-агрессора к ответственности за экологические нарушения. Специалисты говорят, что это трудно доказать, поэтому следует использовать все возможные инструменты.
«РФ, как страна, которая осуществляет военную агрессию в Украине, должна возмещать ущерб, причиненный вследствие нарушений Женевских конвенций, регулирующих вопросы защиты гражданского населения и защиты жертв войны. Также Россия несет ответственность за вред, причиненный природным объектам Донбасса и Крыма, согласно положениям Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны. Важно создать доказательную базу, свидетельствующую об участии вооруженных сил РФ в военной агрессии, и доказательства контроля РФ над вооруженными группировками Донбасса, — считает доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Марина Медведева. — Сегодня Украина уже подала иск в международный суд ООН, но предмет его ограничен расовой дискриминацией и финансированием терроризма, и места для экологического вреда там нет. В связи с этим целесообразно было бы разработать единую консолидированную претензию, которая через механизмы ООН представляется государствам-нарушителям. Такая практика в мире есть: достаточно примера компенсации экологического ущерба в результате вторжения Ирака в Кувейт, подобные решения были по Уганде и Конго. Украине нужно прилагать максимум дипломатических усилий, чтобы отстаивать свои интересы при разработке проекта Комиссии международного права об ответственности за вред окружающей среде в результате вооруженного конфликта. Сегодня позиция Украины там — очень весомая».
По словам специалистов, наше государство добилось принятия в ООН такого важного документа, как Резолюция по окружающей среде в Программе ООН по окружающей среде (руководящий орган ЮНЕП по вопросам окружающей среды в районах, пораженных вооруженным конфликтом). Резолюция дает надежду, что после завершения конфликта в Донецкой и Луганской областях проведут постконфликтный мониторинг окружающей среды с участием экспертов ЮНЕП.
По мнению эколога Национального экологического центра Алексея Василюка, некоторые подсчеты можно сделать дистанционно: например, спутниковые данные дают очень точную информации о площади и конфигурации пожаров (по данным НЭЦУ, сегодня ориентировочно четверть всех лесных массивов заповедных территорий Донбасса — повреждены).
«Мы провели подсчеты экологических потерь вследствие обстрелов, которые происходили в региональном ландшафтном парке «Донецкий кряж» возле Шахтерска: оценили, сколько деревьев, какой породы, возраста, толщины повреждено, и получилось, что потери государства только в этом парке — 14 миллиардов гривен. Можно посчитать воронки, степень загрязнения почвы: например, снаряд 120 миллиметров содержит 400 г серы, поэтому можно посчитать, сколько тяжелых металлов остается в почве. Другое дело, что мы не можем посчитать воронки в лесах, когда воронка — в воронке, когда не взорвался снаряд», — привел пример Алексей Василюк.
Специалисты говорят, что нередко в преступлениях трудно выделить только экологическую составляющую. Например, по словам доктора юридических наук, аналитика Украинского Хельсинского союза по правам человека Аллы Благой, диверсия может проявляться в семи формах нарушений законодательства, в том числе — в общественно опасных действиях, связанных с воздействием на окружающую среду.
Самое важное сейчас — консолидировать усилия: собрать максимум фактов, разработать алгоритм оценки ущерба и разработать единую консолидированную претензию иска для иска о возмещении убытков за ущерб, причиненный окружающей среде. Нужно создать систему обобщения информации. Есть идея и создать комиссию по определению экологического ущерба и назначению компенсации.