Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гармония из хаоса чисел

Литовский мастер Андрюс Шараповас превратил статистику уровня 4G-покрытия в музыку
16 июня, 2017 - 11:43

На уроках сольфеджио много времени идет на изучение музыкальных интервалов. От квинта охватывает пять степеней. Чистая квинта, например, между до-бекаром и соль-бекаром содержит три с половиной тона и считается благозвучным интервалом. А если вместо соль-бекара взять соль-диез, услышим резкий тревожный звук — это уменьшенная квинта, тритон, который, соответственно, содержит три тона. Поэтому в музыке спонтанное творчество переплетается с математикой.

Существует понятие генеративной музыки, в основе которой — использование алгоритмов. По 30 июля в Вильнюсе, в филиале украинской галереи ЦЕХ, представляют кинетическую генеративную арт-инсталляцию. Литовец Андрюс Шараповас разработал объект, который благодаря специальному алгоритму одну секунду просмотра уровня 4G-покрытия превращает в одну секунду музыки. Количество интернет-соединений в разных регионах Литвы  определяет ритм и громкость звука. Объем загруженной информации влияет на его высоту. Статистические показатели сессий также влияют на яркость света и скорость теневых анимаций.

ТОЧНЫЕ ДАННЫЕ И АБСТРАКЦИЯ

Инсталляция состоит из 70 сегментов. В каждом из них есть металлическая планка, активатор звука, саунд-демпфер, резонатор и мехатроник. Сегменты размещены в выставочном пространстве так, что есть четыре узких и 11 широких направлений движения. Создавать инсталляцию Андрюсу Шараповасу помогала команда из более 70 специалистов — программистов, инженеров, электромехаников. Работа длилась около пяти месяцев.

ЗВУЧИТ СТАТИСТИКА! КИНЕТИЧЕСКАЯ ИНСТАЛЛЯЦИЯ СОСТОИТ ИЗ 77 СЕГМЕНТОВ. В КАЖДОМ ЕСТЬ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПЛАНКА, АКТИВАТОР ЗВУКА, ЕГО ГЛУШИТЕЛЬ — САУНД-ДЕМПФЕР, РЕЗОНАТОР И МЕХАТРОНИК, ТО ЕСТЬ ПРИБОР, СОСТАВЛЯЮЩИЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЕМ. НА ФОТО — ДЕТАЛИ ОДНОГО ИЗ СЕГМЕНТОВ

 

По замыслу автора, виртуальная двухмерная информация приобретает характеристики реального объекта. «Вот почему я использовал музыку как средство выражения — это пространственное и абстрактное, которое контрастирует с плоской точностью статистики», — объясняет Андрюс Шараповас.

Структура объекта во многом продиктована пространством, где его разместили: он создавался под размеры и акустические характеристики галереи ЦЕХ. Но изначально художник знал, что инсталляция будет состоять из сегментов. «Все происходило очень органично, — говорит Андрюс. — Окончательное виденье появилось не сразу. Сначала я нашел ответы на свои изначальные, достаточно абстрактные вопросы. Потом разные факторы влияли на решения, найденные во время создания работы».

«КАК БУДТО ВНУТРИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКАТУЛКИ»

Мастер, который живет и работает в Вильнюсе, последние 18 лет создает электроакустическую музыку, театрализованные перформансы и видео. «Я «флиртовал» с кинетическим искусством раньше, но это мой первый проект такого масштаба, — делится Андрюс Шараповас. — Меня интересует статистическая запись действий, сделанных большим количеством людей, как форма хаоса и шума. У меня есть хороший друг-физик, который в свое время работал с темой шума, и он объяснял мне некоторые аспекты этого явления. Мне интересны разные формы порядка и шума, а также возможности рандомизации, то есть случайного выбора».

«Этот проект предложила создать вильнюсская продакшн-студия SomeFilms. Нашу галерею выбрал сам мастер, который потом прислал нам обоснование, что инсталляция является оригинальным произведением, — рассказывает Александр Щелущенко, основатель галереи ЦЕХ. — Это очень тяжелая работа: 70 объектов, генерирующих звук, не совсем понятное пространство и реальность, в которую ты попадаешь. Мои первые впечатления от инсталляции — словно оказался в буддистской среде, где играет потусторонняя музыка. Еще это можно сравнить с пребыванием внутри какой-то музыкальной шкатулки».

«ЛЮДЕЙ ФОРМИРУЮТ ПОТОКИ ИНФОРМАЦИИ»

«Такая музыка показывает, что хаотическая деятельность человека может превращаться в нечто гармоничное, — рассуждает Андрюс Шараповас. — В более широком смысле мы сами являемся машинами по сбору статистических данных. Используя краткосрочную и долгосрочную память, память тела и чувств, мы постоянно собираем и усваиваем информацию. Мы формируемся ее потоками. С одной стороны, числа помогают упростить и промаркировать данные, но с другой — они могут привести к абстракции. Понятие бесконечности приходит к нам через числа, поэтому ограничение или упрощение относительно них весьма условны. Числа могут быть очень экспансивными».

Автор инсталляции признается, что принадлежит к людям, которые структурируют все, что делают. «Некоторые решения относительно чисел могут иметь для меня внутреннее символическое значение, но это «моя песочница», — продолжает Андрюс. — Я вижу многое, чтобы воздержаться от сознательного самоограничения. Структуризация в действительности дает свободу. Когда вы можете делать что угодно, вы не можете делать ничего. Когда вы имеете набор правил, вы свободны в их рамках. Я не вижу в этом никакого конфликта. Возможно, просто так работает мой разум, но мне нужны четкие определения. И это подарок — так как вынуждает быть изобретательным».

Мария ПРОКОПЕНКО, «День», фото Андрюса Шараповаса
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ