Пребывание в отделении интенсивной терапии — сложный и непредсказуемый процесс. В борьбе за жизнь человек нуждается не только в профессиональной врачебной помощи, но и в постоянной поддержке близких. Особенно важно присутствие родных для ребенка. Только в 2016 году Министерство здравоохранения своим приказом разрешило украинцам круглосуточно посещать больных в реанимации. В мире эта практика является нормой, однако украинским активистам пришлось бороться за это право достаточно долго.
Ирина Кудинова основала общественную инициативу за открытые реанимации «Быть рядом» после смерти своего сына. Мальчик несколько недель находился в палате интенсивной терапии. Женщина очень хотела быть вместе с сыном, и после многочисленных разговоров с администрацией и многих часов ожиданий в коридорах больницы главные двери открылись. Ирине разрешили не только заходить в палату в любое время, но и делать что-то для ребенка — массажировать, менять подгузники, подстригать ноготки. Мама даже организовала в отделении концерт живой музыки. Однако мальчик все-таки покинул этот мир.
Ирина справилась с болью благодаря общественной деятельности. За время, проведенное около сына в реанимации, она поняла, насколько важен для больного контакт с родственниками, поэтому вместе с друзьями начала бороться за свободный доступ ко всем реанимациям страны. Кампания «Пустите в реанимацию» получила мощную поддержку — от лайков и распространений в Facebook до материальной и волонтерской помощи. Результат не заставил себя ждать — в прошлом году Минздрав пошел навстречу посетителям и распорядился открыть доступ в отделения интенсивной терапии. Впрочем, на сайт кампании до сих пор поступает много жалоб по поводу игнорирования этого решения. Иногда сами родственники не знают о такой возможности или боятся навредить так пациенту. Поэтому Ассоциация родителей преждевременно рожденных детей «Ранние пташки» организовала первый в Украине семинар по коммуникациям между медицинским персоналом и родителями. Это стало возможностью узнать об ожиданиях и впечатлениях от нового взаимодействия, услышать советы от иностранных коллег и специалистов по коммуникациям, найти в конце концов общий язык.
«Неонатология является в первую очередь общением и взаимодействием между врачами, семьей и ребенком, — подчеркивает Евгения Шунько, заведующая кафедрой неонатологии Национальной медицинской академии последипломного образования имени П. Л. Шупика. — Ребенок нуждается в материнском уходе, а в реанимационном отделении он становится залогом успешного лечения. Неонатологические отделения давно позволяют родителям совместное с ребенком пребывание. Как пример — ОХМАТДЕТ, где долгое время для выхаживания недоношенных младенцев используется метод «мать-кенгуру».
Президент Ассоциации неонатологов Украины Татьяна Знаменская подчеркивает, что медики и родители должны быть союзниками во время лечения ребенка. Родные, по ее словам, могут быть полезными, заботясь о малыше и так ускоряя его выздоровление.
Статистика показывает, что среди недоношенных детей сокращается количество тех, которые имеют инвалидность, и тех, от кого отказались в роддоме. Татьяна Знаменская убеждена, что этому, в частности, поспособствовал допуск родственников в реанимацию, а следовательно — возможность следить за состоянием ребенка и контактировать с ним.
Координатор программ раннего вмешательства Мерсе Леонхардт (Испания) рассказала, что в ее стране реанимации открыты уже десять лет, и это дало ощутимый результат. Сначала родители растеряны, не знают как действовать, однако благодаря помощи врачей и психологов им удается ускорить выздоровление ребенка. Более того, в будущем такие малыши демонстрируют намного лучшие показатели развития, стойкости к стрессам и заболеваниям.
Не все родители готовы к такой борьбе. Следующий шаг после открытия отделений интенсивной терапии — обучение и разъяснение алгоритмов действий и правил коммуникации. На семинаре родителям рассказали о правовых тонкостях, особенностях общения в кризисных ситуациях, методах психологической поддержки и тому подобное. Несколько памяток есть на сайте кампании «Пустите в реанимацию».
Председатель Ассоциации «Ранние пташки» Александра Балясная отмечает о важности правильно построенной коммуникации между врачами и семьей. Родители не только имеют гарантированную возможность доступа в палату ребенка, но и право знать все о его состоянии здоровья. Активисты прописали последовательность действий при запрете прохода в реанимацию. Так, в разговоре с врачами стоит ссылаться на приказ МОЗ №592. Если отказал дежурный врач — пишите заявление на имя главного врача с требованием письменного ответа. Если отказывает и он, нужно обращаться в Минздрав, к омбудсмену или на горячую линию правительства. Это касается любых реанимаций, ведь приказ позволяет посещать там и взрослых, и детей.
Недавно движение «Пустите в реанимацию» получило награду European Communication Award как лучший коммуникационный проект года в некоммерческой сфере. И родители, и врачи, которые вместе боролись за открытые реанимации, стремятся, чтобы медицина в Украине была ориентированной на семью, и готовы дальше работать в этом направлении. При этом они хотят иметь поддержку от государства, которое способно направить реформу медицины в правильное русло.