Экспозицию, открывшуюся в Национальном музее «Киевская картинная галерея», составляют 30 объектов: 24 живописных произведения, фото и видеоматериалы Виктора Сидоренко. Предшествовала созданию выставки работа Михаила Эпштейна «Пляж и Берег», написанная еще в 1983 году. В ней Эпштейн рассматривает эти понятия как две семантически родственные, однако разные по своему истинному назначению единицы. «Берег» — это край, разделяющий стихии: воду, воздух, сушу, даже целые цивилизации. А «пляж» — условно говоря, Эдем — территория покоя и отдыха вне геополитических показателей. Если первый имеет своего охранителя, то второй — место развлечения, отдыха и необремененности. Высказывание автора, что «берег — предел бытия, а пляж — быт самого предела», стало определяющим для художника в процессе написания полотен.
Почти через 20 лет, в 2004-м, Виктор Сидоренко начал работу над картинами этого цикла, наблюдая за многолюдными, шумными пляжами Крыма, которые за десять лет, в бурном 2014-м, превратятся из красочных пляжных ансамблей в серую галечную береговую линию. «Теперь крымские пляжи — это настоящие границы между миром и войной, между иллюзиями и реальностью, между прошлым и будущим», — говорит куратор проекта, искусствовед Галина Скляренко.
По словам куратора, проект Виктора Сидоренко «Пляж и Берег» начинался с удлиненного 26-метрового полотна с изображением крымских пляжей. Постепенно к нему присоединялись разномасштабные живописные фрагменты, что в конечном итоге стало композицией из 24 произведений. Внимание художника сосредоточено на людях — молочно-белых, медово-золотых, розовых, — которые насыщают своими телами полосы пляжей.
Все они напоминают песчинки, бесконечные в своем множестве, среди которого все равно каждая выделяется и цветом, и размером. Если присмотреться к полотнам, то можно увидеть, что картина рассыпается на маленькие песчинки мозаики, а целостное изображение видно только издали. Здесь люди — беззаботные отдыхающие, но за пределами пляжа — на берегу — могут быть и охранителями.
Дополняют картины фотографии, сделанные в разные годы, видео 2004 года Андрея Скляренко «Рекреационная зона» и дипломный фильм «Входящая в море» 1956-го, снятый молодым тогда украинским режиссером Леонидом Осыкой. Украинские берега и пляжи не случайно оказались в центре внимания художников, ведь много лет подряд вокруг них разворачивались конфликтные ситуации: остров Змеиный, остров Коса Тузла, теперь Крымский полуостров — поводов для размышлений немало. Сочетая разнообразные образцы визуального искусства, автор побуждает задуматься над такими мировоззренческими понятиями, как свобода, пространство, предел, сосуществование.
«История», которую рассказывает нам Виктор Сидоренко, состоит из отдельных фрагментов, распадается на мгновения. Она — о границе, которая была пляжем, об ответственности за тех, кто остался на берегу», — завершает Галина Скляренко.
Экспозиция будет работать до конца августа.
Летняя школа журналистики «Дня» проходит при поддержке Центра информации и документации НАТО в Украине.