Культурный, а сегодня уже и исторический феномен старейшины славного творческого рода Козаков Эдварда (Эко) как-то удерживает от того, чтобы величать и его сыновей — Юрия (1933 — 2001) и Ярему (1942 — 2016) как выдающихся. На самом же деле, если судить по оставленному ими творческому наследию, такими они были. Каждый из них осознавал гениальность своего отца в сфере графики, живописи, издательского дела, креативно-интеллектуальной журналистики, а больше всего — в карикатуре, потому не нарушал установленный баланс общественной опинии о Козаках в истории украинской национальной культуры XX века. Сегодня Украина должна поклониться и им самим за то, что удалось сделать для родной земли далеко за океаном, — в США, где им суждено было закрепить свои творческие способности и раскрыть их в разных художественных сферах.
Юрий Козак родился 14 декабря 1933 года в городе Стрый, на Львовщине. Мать Мария (Бортник) отдала много усилий для воспитания старшего сына в годы нарастающей популярности своего мужа Эдварда Козака как графика и редактора самого популярного львовского сатирически-юмористического журнала «Комар», ученика самого Олексы Новакивского. По семейным рассказам, маленький Юрий был «соучастником» творения ранних карикатур легендарного Эко, сидя у отца в буквальном смысле на шее над столом в скромном, арендованном помещении по улице Песочной во Львове. Без сомнений, именно это определило последующую судьбу Юрия Козака уже в зрелые годы.
Ярема Козак родился 17 апреля 1941 года в польском Кракове, куда семья Казаков вынуждена была переехать после прихода во Львов «первых советов». На то время Эко, имея большой авторитет в разных общественно-политических и культурно-художественных кругах, был избран председателем украинского художественного кружка «Зарево», который продолжал функционировать в Кракове в годы немецкой оккупации. И опять же, в условиях материальных трудностей, угроз семейному счастью, но под флагом украинского искусства начинал вызревать еще один казацкий характер!
Первые послевоенные годы вся семья пережила в лагерях для перемещенных лиц в немецких городах Карлсфельде и Берхтесгадене, где Юрий посещал украинские школы. В 1949 году Козаки переехали в США, поселившись в городе Детройт, штат Мичиган. Отсюда и начала свое развитие целая «империя» американских Козаков, распространившаяся на разные профессии, общественно-культурные инициативы, а в основной — на художественную и интеллектуальную жизнь украинского зарубежья.
ЮРИЙ КОЗАК. ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В КИЕВЕ. 1980-Е ГГ.
В 1952 году после базового высшего образования Юрко получил стипендию на обучение в Центре креативных студий Детройта (Center for Creative Studies), где приобретал профессиональные навыки в живописи, графике и скульптуре. По окончании прошел практику преподавателя рисунка. Свое семейное счастье заложил в браке в 1957 году с Сузанной Элис. В том же году начал работать в студии витража, выполняя заказы от разных американских церквей. Впоследствии работал на разных других предприятиях, развивая, кроме витража, направления мозаики и стенописи.
Как аутентичный Козак, Юрий с самого детства, так же, как и его младший брат Ярема, стал пластуном. Эта национальная и духовая закалка положительно отразилась на работоспособности братьев и тематике их произведений. Отец привлекал обоих к иллюстрированию своего сатирически-юмористического журнала «Лис Микита», а также детских журналов и книжек. Таким образом наполнялся индивидуальный «портфель идей» Юрия Козака как неординарного, во многом уникального мастера-графика, живописца и дизайнера.
Универсальные художественные навыки украинца заинтересовали менеджеров большого американского автомобильного концерна «General Motors», которые в 1965 году пригласили его на должность дизайнера. Свыше тридцати лет Юрий Козак трудился над разработкой новых моделей машин, руководил отделом промышленной скульптуры (дизайнерской пластики) по профилю автомобильной марки Buick. Имиджевая политика концерна того времени в части совершенствования эстетических характеристик уже исторических моделей известных во всем мире «Бьюиков» частично создавалась и украинским творческим интеллектом.
А за пределами основной деятельности George Kozak оставался обычным Юком (таким стало его художественное имя, по аналогии с отцовским Эко). Уже в 1959 году Эдвард Козак познакомил Юрия с авторами-иллюстраторами известного в диаспоре США и Канады детского журнала «Веселка», а уже с 1961 года его рисунки становятся достаточно смелыми по формальным и стилевым признакам. Стоит заметить, что на страницах издания они сосуществовали наряду с произведениями такой известной творческой индивидуальности, как Николай Бутович, Галина Мазепа, Петр Андрусив, Петр Холодный-младший, Михаил Михалевич и, конечно, же Эко. Все 1960-ые, а затем 1970-1980-ые годы графика Юрия Козака обогащала художественно-смысловое пространство издания и кое-где начала количественно преобладать среди отцовских рисунков, что для старшего Козака было большой радостью: в то время он имел возможность больше себя отдавать «на фронте» политической сатиры.
ЮРИЙ КОЗАК. ЛИСТКИ. 1970-е гг.
Характерно, что в жанре журнальной графики Юко учился у отца не повторяться в исполнительской манере, а модифицировать композиционные и формальные решения. Поэтому его произведения были определенными этапами развития креативного мышления, которое, очевидно, синхронизировалось с авторской дизайнерской практикой на General Motors. Зато были и другие творческие отрасли, которые подтверждали незаурядное художественное умение Юрия Козака — станковая и сакральная живопись. Для церкви св. Йосафата в г. Воррен (Мичиган) он выполнил запрестольный образ и иконостас, полностью талантливо украсил украинский католический храм св. Михаила в г. Дирборн, штат Мичиган. Оригинальными авторскими чертами отмечены его иконы «Распятие», «Св. Юрий», «Св. Николай», «Пиета», «Св. Ольга», Богородичные и Христовы образы. Не отходя от канонических принципов соответствующих иконографических типов византийской традиции, ему удавалось обогащать трактовку сакрального содержания индивидуальными живописными качествами. Еще более неожиданного результата он достиг в серии картин с изображением архитектуры известных украинских церковных памятников старины («Выдубицкий монастырь», «Церковь св. Юра во Львове», «Церковь св. Миколая из села Кривка», «Церковь Святой Троицы в Киеве» и др.). Здесь объединились творчески-методологические задачи научной реконструкции объектов архитектурного наследия, документальной графики, а также доведенного до совершенства в малярной технике гиперреалистичного произведения, что в украинской практике случалось крайне редко. Как мастера высокого профессионального авторитета накануне празднования 1000-летия Крещения Руси-Украины Канадско-украинский художественный фонд в г. Торонто (Канада) заказал у него картину с визуальной реконструкцией этого переломного исторического события. Сегодня это масштабное полотно украшает одну из украинских культурных институций города.
В творческой наработке Юрия Козака (умер 20 января 2001 года) осталось немало произведений других живописных жанров, в частности портретов, исторических картин (одной из самых известных является композиция «Поход князя Игоря»), натюрмортов. Выполнил немало декораций к спектаклям по мотивам американских пьес и оперетт. С женой воспитали пятеро детей. Роман, старший из них, является греко-католическим священником, Стефан работает в керамике и продолжает дело своего отца как «автомобильного скульптора», Мария занимается искусством витража, Татьяна тоже рисует, а самый маленький Эдвард стал автомобильным инженером.
ЯРЕМА КОЗАК. ГУЦУЛКА. 1980-е гг.
Юрий Козак, более того, был активным в морском пластовании, принадлежал к известному куреню «Черноморке». Не отставал от него в этом и младший брат Ярема, который был не менее деятельным и как творческая личность, и как общественно-культурный деятель в США, пластун (в том же курене «Черноморка» имел имя Шарко). Младший сын Эдварда Козака учился на отделении искусств Вейнского университета (Wayne State University) в том же Детройте. С 1964 по 1971 годы прошел все уровни, в том числе аспирантский, высшего специализированного образования... в 1965 году женился на Христине (Байко). Воспитали двух детей — Ксению и Иринея.
На протяжении 1968—1975 годов Ярема Козак руководил художественной школой для молодежи при местном Культурно-общественном клубе, работая с 45 студентами. Тогда же утверждал свой индивидуализм как мастер-график и живописец... в 1969 году в библиотеке города Гемтремк, штат Мичиган, уже имел свою первую персональную выставку.
Структура творчества Яремы несколько отличалась от братской, в соответствии с контекстом изучения им профессиональных основ искусства в университете и большего интереса к станковой живописи. Значительная часть картин Яремы Козака отражала этапы поисков автором глубоких эстетических впечатлений от живописи, в том числе и экспериментов с формой. Художник тонко чувствовал фактор времени, отслеживал актуальные тенденции американского и мирового искусства, проявлял любознательность к абстракции. Вместе с тем даже при отдельных парафразах от Г. Раушенберга, Д. Поллока и других представителей абстрактного экспрессионизма, он искал пути синтеза модернизма с этническими украинскими корнями, чем, стоит подчеркнуть, занимался и молодой Эко еще во Львове. Поэтому художественная концепция Яремы Козака не была какой-то закрытой системой, четко определенной в эквиваленте стиля. Она развивалась крайне динамично, удивляя новыми и новыми «разворотами» авторского творческого темперамента.
ЯРЕМА_КОЗАК._ДЕРЕВО. 1983 г.
Удивлял сам диапазон выразительных средств мастера: от постимпреситонистских, постсезановских, неоэкспрессионистских реплик до постструктуральной игре с формой. Это лучше всего иллюстрируют такие его произведения, как «На пляже» (1967), «Волны» (1970-е годы), «Подсолнухи» (1973), «Скалы» (1980), «Дерево» (несколько вариантов, 1983), «Над морем» (1989), «Сплетни» (1978) и многие другие. Какой-то особенный статус эмоциональности Яремы Козака, который проявлялся в эксплуатации цветового фактора (в основном насыщенной, светоносной палитры) можно было объяснять пиетизмом автора к земле своих родителей — земле, которую он физически так и не сумел увидеть. Эта внутренняя духовно-нравственная программа его живописи была связана именно с таким метафизическим измерением его творческого воображения. Ведь даже его неопластицистические абстракции 1970-1990-х годов («Гуцулка», «Прошлое», «Примитив», «Драма», «Формы», «Чернобыльская. Реквием» и другие) ассоциативно и семантически перекликались с аутентичной традицией, ощущение которой он перенял генетически от родителей и атмосферы ежедневного быта Козаков на чужбине. Тем более, что Яко (такое художественное имя он взял как младший сын Эко) неоднократно тематически и смыслово навязывал свои композиции к украинскому фольклору, нередко приближенно к отцовским сюжетам (как, например, в картинах «Предки», 1983, «Народный танец», 1987, «Крестьянская изба», 1988). В иконописных произведениях художник старался не отходить от канонических прототипов, здесь сложнее было считывать его индивидуальность.
Разнообразие пластически-формальных подходов Яремы Козака к решению станковой картины все же не помешало воспринимать все живописные жанры — символические сцены, пейзажи, абстрактость — как художественно-эстетическую целостность. Но в то же время он интенсивно работал в других творческих отраслях, больше всего в графике. Иллюстрировал отдельные разделы детского ежемесячника «Радуга», пластовых журналов «Юноша», «Готовься», женского журнала «Наша Жизнь», делал шаржи и карикатуры к отцовскому «Лису Микиті». В 1975 году, совместно с Юрием, проиллюстрировал многотиражное издание Объединения украинских педагогов Канады «Мій перший словник», а в 1986 году — хрестоматию «1000-ліття Руси-України», издания Мирового Конгресса Свободных Украинцев. С его графикой вышла группа святочных (Рождественских и Пасхальных) карточек. В 1989 году на большом конкурсе этнического искусства в штате Мичиган завоевал Первую награду среди 300 участников, дважды перед этим получал знак отличия. Отошел в Вечность 16 января 2016 года.
Эко, Юко и Яко — славная семья американских Козаков — были очень популярны в украинской эмигрантской среде. Выставки, как правило, делали все втроем, чаще всего обычно в галерее близ городка Хантер, что в Кетскильских горах, или в городе Уоррен возле Детройта, где долгое время функционировала Галерея «Эко». Кроме совместных выставок (в том числе и во Львове в 1990 году) американские Козаки выполняли художественные работы монументально-декоративного характера на объектах, как, в частности, большую (на целую стену) карту Украины с мотивами национальной истории и культуры в Вейнском университете в Детройте (с тех пор эта комната имеет название Ukrainian Room).
Дочка Эдварда Козака Наталия (в замужестве Мордованец) не пошла по тому профессиональному пути, как это сделали ее братья. Зато и она, и внуки великого Эко, дети, а теперь и внуки всех детей Эдварда — Наталии, Юрия и Яремы — были и остаются преданными своей культурной миссии утверждения в свободном мире образа Родины. Многогранное творческое наследие Юрия и Яремы Козаков должно наконец быть воспринято в Украине и надлежащим образом отмечено в художественных и научных кругах. Только по самой конфигурации это гигантский массив эстетических идей, которые идентифицировали украинскую культуру на чужбине. А сколько глубоких духовно-нравственных смыслов искусства надо еще раскрыть, чтобы познать Козацкий род в разнообразных исторических конфронтациях недавнего прошлого!