Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ядерная диверсификация... в пределах досягаемости

Удастся ли Westinghouse довести долю поставок своего ядерного топлива в Украину до 55%?
21 августа, 2017 - 17:09

«Вчера — исторический день для энергетической сферы Украины — Кабмин утвердил Энергетическую стратегию Украины на период до 2035 года», — написал премьер-министр Владимир Гройсман в минувшую субботу на своей странице в «Фейсбуке». «Согласно новой стратегии, новая структура потребностей в энергетике выглядит так: атомная энергия до 2035 года будет давать 50% электроэнергии страны, возобновляемые источники — 25%, гидроэнергетика — 13%, а остальное будет покрываться за счет тепловых электростанций», —  отметил премьер.

В Стратегии, в частности, отмечается, что, исходя из Парижских климатических соглашений, Украина будет и дальше проводить политику декарбонизации энергетики. И в этом большая роль отводится атомной энергетике и возобновляемым источникам энергии. Однако до недавнего времени Россия оставалась монопольным поставщиком свежего ядерного топлива для украинских атомных электростанций. В условиях агрессии   РФ против Украины такое положение дел несет в себе большую опасность. И в руководстве страны это хорошо понимают.

«Энергетическая безопасность заключается также и в ядерной энергетике, — уверен Президент Украины Петр Порошенко. — И здесь мы увеличиваем значительно, как я и отметил две недели назад, долю американских поставщиков ядерного топлива Westinghouse в Украине. Я надеюсь, что нам удастся это сделать до 55%», — отметил глава государства в интервью украинским телеканалам.

И соответствующий процесс, как говорится, пошел. В июле этого года  Государственная инспекция ядерного регулирования (ГИЯРУ)  согласовала использование ядерного топлива Westinghouse еще на двух блоках Запорожской АЭС. Загрузка  ядерного топлива Westinghouse была разрешена в активные зоны первого и четвертого блоков Запорожской АЭС. Как сообщил регулятор,  это было сделано исходя из положительных результатов государственной экспертизы ядерной и радиационной безопасности соответствующих  материалов.

Так что сегодня ядерное топливо Westinghouse эксплуатируется в составе смешанных активных зон энергоблоков №2 и №3 Южно-Украинской АЭС, блока №5 Запорожской АЭС и готовится к загрузке в блок №3 Запорожской АЭС. В марте 2008 года НАЭК  «Энергоатом» заключил с Westinghouse Electric Sweden (Швеция) коммерческий контракт на обеспечение в 2011—2015 гг. свежим ядерным топливом от трех до шести энергоблоков АЭС Украины с реакторами типа ВВЭР-1000. В 2014 году стороны договорились расширить и продлить это соглашение до 2020 года.

В апреле 2016 года Westinghouse объявила о расширении своего предприятия по выпуску ядерного топлива в Вестеросе (Швеция) для обеспечения растущих поставок для реакторов российского дизайна ВВЭР-1000 в Украину и другие страны Восточной Европы. Вице-президент и управляющий директор Westinghouse Азиз Даг в интервью Интерфаксу Украина сообщил, что согласно контракту, планируется поставить топливо ТВС-WR на два из трех блоков на Южно-Украинской АЭС (№2 и №3) и на четыре из шести блоков на Запорожской АЭС (№1 и №3-5). По его словам, «Энергоатом» также имеет опцию расширить поставки помимо этих станций на Хмельницкую и Ривненскую АЭС.

Легкая тень в отношениях украинского «Энергоатома» и Westinghouse возникла после того, как было объявлено о начале процедуры банкротства американской части компании. Но временный президент и исполнительный директор компании Хосе Эметерио Гутьеррес успокоил: «Послание Westinghouse Украине сегодня и завтра состоит в том, что ничего не изменилось и компания готова продолжать работу с «Энергоатомом» как по программе увеличения мощности реакторов, так и по программе увеличения их эффективности». Господин Гутьеррес напомнил, что европейские «дочки» продолжают стабильно работать.

«У них остаются все ресурсы и необходимое оборудование, чтобы продолжать нормально работать. Также благодаря новому пакету финансирования у нас есть возможность инвестировать, если это необходимо», — отметил руководитель  Westinghouse. По его словам, реализация подобных проектов уже была осуществлена на более чем 150 реакторов в США и Европе. «С нашими клиентами в США и Европе такие программы приводили к увеличению мощности на 5—10% в зависимости от реактора», — добавил он.

Напомним,  «Энергоатом» и Westinghouse в сентябре 2016 года достигли соглашения о передаче технологий и информации для повышения безопасности и оптимизации эксплуатации АЭС Украины. Также стороны договорились о начале работ над программой повышения эффективности АЭС Украины, результатом реализации которой будет повышение коэффициента готовности энергоблоков АЭС, что обеспечит значительное повышение выработки, рентабельности и расширит возможности «Энергоатома» для экспорта электроэнергии в страны ЕС.

Президент «НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский пояснил журналистам, что реализация проекта по повышению мощности «не делается моментально» и должна осуществляться на блоках, которые уже продлили свой ресурс и полностью переведены на топливо Westinghouse.

«В 2017 году Westinghouse впервые поставит в Украину шесть партий топлива. Планируется, что будет поставляться по шесть загрузок до 2020 года. По крайней мере, так прописано в контракте», — заверил Гутьеррес и напомнил, что Westinghouse расширил мощности по производству ядерного топлива на своем заводе в Швеции для реакторов типа ВВЭР, что позволило Украине увеличить диверсификацию поставок. Теперь мы готовы поставлять больше топлива в Украину, но окончательное решение за украинским правительством», — отметил он.

«Компания Westinghouse стала крайне важной частью энергетического сектора Украины и привержена своему обязательству осуществлять безопасные, экономичные и своевременные поставки топлива, — сказал «Дню» Люк Ван Хулле, президент Westinghouse в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (регион EMEA).   — В настоящее время Westinghouse остается наименьшим поставщиком ядерного топлива — ресурса, необходимого для производства более 50 процентов электроэнергии в стране».

«В ходе своего визита в Вашингтон, — продолжил Хуле, — Президент Петр Порошенко заявил о намерении обеспечить более высокую безопасность этого жизненно важного источника энергии путем увеличения поставок топлива Westinghouse. В результате, впервые с момента обретения Украиной независимости, большинство ядерного топлива будет поставляться из источников за пределами России. Этот исторический шаг — в пределах досягаемости, и мы с нетерпением готовимся к реализации намерений Президента и укреплению энергетической независимости страны».

Как видим, у нас надежный и ответственный партнер.  Важно, чтобы и мы не бросали слов на ветер. Между тем источник в Минэнергоугля дал «Дню» краткую справку о прошлом и будущем сотрудничества «Энергоатома» с Westinghouse.  В ней, в частности,  отмечается, что в настоящее время на украинских АЭС в составе активных зон эксплуатируется 167 сборок ТВС-WR. Украина является лидером в диверсификации поставок ядерного топлива в Европе. Конкуренция дает возможность выбирать лучшее  топливо и не допускать ценового диктата монопольного поставщика.

По данным источника, в 2016 году из Швеции в Украину было доставлено пять партий ядерного топлива, что составило чуть менее 30%  годового объема поставок ядерного топлива для нужд АЭС Украины.  Однако  при этом весьма осведомленный источник сообщает,  что в Украине планируется довести долю топлива, альтернативного российскому, до 40 процентов. Выходит, 55%, согласно указанию Президента страны, не получается?

Неужели президент Центра глобалистики «ХХІ век» Михаил Гончар прав, когда в комментарии «Дню» отмечает, что те, кто сидит на Грушевского и Банковой, только думают, что они управляют процесами в экономике. На самом деле, уверен експерт, у них только иллюзия управления. 

Александр Харченко: Атомная энергетика является сегодня базовой частью украинской электрогенерации и требует уже и сегодня большего развития. Украина должна привлекать не только Westinghouse, но и других производителей топлива для АЭС и максимально диверсифицировать его поставки. Westinghouse уже показал, что никаких эксклюзивных секретов в постсоветских технологиях, используемых «Росатомом», не существует

Впрочем руководитель Центра исследований энергетики и политики (EIR Center, Украина) Александр Харченко не разделяет столь пессимистических настроений. В разговоре с «Днем» он отметил, что атомная энергетика является сегодня базовой частью украинской электрогенерации и требует уже и сегодня большего развития. Он уверен, что Украина должна привлекать не только Westinghouse, но и других производителей топлива для АЭС и максимально диверсифицировать его поставки. Westinghouse уже показал, что никаких эксклюзивных секретов в постсоветских технологиях, используемых «Росатомом», не существует, резюмирует Харченко.

Положительный настрой в отношении роли Westinghouse в украинской энергетике и у известного политика, экс-премьер-министра и министра обороны Украины Юрия Еханурова. В комментарии «Дню» он напомнил, что специалисты этой компании многому научили наших атомщиков. Но, по его словам, уровень дальнейшего сотрудничества во многом будет зависеть от того, как в компании разберутся с определенными собственными проблемами. Экс-премьеру «очень хотелось бы, чтобы то, о чем говорит Президент страны (55% доли Westinghouse на украинском рынке ядерного топлива), удалось... Но это, — добавляет он, — очень сложная вещь».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ