21 августа в Минске состоялась давно ожидаемая встреча спецпредставителя Госдепартамента США по делам Украины Курта Волкера и помощника президента России Владислава Суркова. Причем, как говорится в сообщении МИД Беларуси в Twitter, эта встреча проходит в закрытом для СМИ режиме.
Как известно, в конце прошлого месяца Волкер побывал на Донбассе, чтобы ознакомиться с ситуацией на месте. На пресс-конференции в Краматорске 23 июля он четко заявил, что это не конфликт, это война. Кроме того, господин Волкер сказал, что США понимают природу ситуации на Донбассе, сложившуюся в результате агрессия России против Украины, и, следовательно, важность большего привлечения США к как можно скорейшему ее разрешению. После Украины господин Волкер отправился во Францию, Бельгию, Австрию и Великобританию, а также провел встречи с представителями НАТО, ЕС и ОБСЕ.
Многие эксперты сходятся на том, что ждать знаковых решений от встречи не стоит, поскольку Россия и США - не единственные заинтересованные стороны. Так, в частности, считает, политический эксперт и руководитель Центра украинских исследований в Институте Европы Виктор Мироненко.
Эксперт по международным отношениям Максим Яли в интервью «Радио Свобода» выразил мнение, что эта встреча будет иметь ознакомительный характер и во время переговоров будет идти речь о путях прекращения огня, а затем уже об обмене пленными.
На момент подготовки номера к печати не было известно о результатах встречи Волкера и Суркова. Поэтому «День» обратился к представителю Украины в рабочей группе по политическим вопросам в трехсторонней контактной группе, экс-послу в США (2010—2015 гг.) Александру МОЦИКУ рассказать об ожиданиях от первого контакта американского и российского представителей по урегулированию ситуации на Донбассе.
— Очень важно, что такая встреча происходит. И еще важнее, что американцы назначали спецпредставителя по Украине и по ситуации, связанной с российской агрессией. Курт Волкер очень высококвалифицированный дипломат и политолог. Он представлял США в НАТО. Кроме того, на протяжении многих лет Волкер был директором Института Маккейна в Университете штата Аризона. Он очень хорошо разбирается в ситуации в Европе и в целом в мире. Ему не нужно объяснять, что произошло в Украине и как эта ситуация квалифицируется с точки зрения международного права.
Понятно, что во время первой встречи стороны изложат свои позиции, свое виденье. С одной стороны, мы видим, что Россия заняла такую позицию: моя хата с краю, я ничего не знаю. Она заявляет, что нет ее войск в Украине и это внутренний конфликт в украинском обществе. На самом деле мы все хорошо знаем, что ситуация совсем иная, и об этом знает весь мир, и об этом хорошо знают американцы. В связи с чем Америка и ввела свои санкции против России, как раз за нарушение норм международного права, а именно за нарушение устава ООН и Хельсинского заключительного акта. А это акт агрессии, который был осуществлен против Украины и который продолжается. Санкции США ввели за попытку аннексии Крыма, потому что это полностью противоречит международному праву.
И позиция США совпадает с украинской: то, что произошло, является актом агрессии Москвы и что на сегодняшний день фактически происходит оккупация Крыма и Донбасса, что территориальная целостность Украины должна быть восстановлена, включая Крым и Донбасс. И все это должно делаться путем дипломатических переговоров, иными словами, мирным путем.
Поэтому вполне очевидно, что на встрече Волкера с Сурковым будет обсуждаться весь комплекс вопросов по выполнению Минских договоренностей.
Наш подход заключается в том, что Минские договоренности должны завершиться установлением устойчивого мира в стране и восстановлением территориальной целостности государства. Приблизительно такое виденье и у Соединенных Штатов.
Конечно, наивно было бы ждать какого-то немедленного прорыва в результате сегодняшней встречи. Но, на мой взгляд, эта встреча будет важной, полезной. России еще раз будет заявлено, что выход из ситуации заключается в выполнении Минских договоренностей: выведении российских войск и вооружений с территории Украины, передачи, по крайней мере на первом этапе, под контроль ОБСЕ всего участка российско-украинской границы со стороны Украины, который на сегодняшний день Киевом не контролируется, а контролируется Россией. Также речь идет о разоружении боевиков и обеспечении возможности доступа ОБСЕ к любой точке на территории, которая на сегодняшний день не контролируется Украиной с целью верификации, есть ли там вооружение и войска.
Что касается закрытости встречи Волкера и Суркова. Действительно существует такая форма подхода к переговорам, и она применяется тогда, когда вопросы являются довольно чувствительными и когда, по крайней мере на первом этапе, пытаются избегать любой публичной огласки, что и как обсуждалось и какие результаты были достигнуты.
И только 23-го во время пребывания Волкера в Киеве мы узнаем о том, изменилась ли позиция России по сравнению с тем, какой она была на сегодняшний день, а также каким образом дальше работать, чтобы найти выход из этой непростой ситуации. А выход, как мы видим, заключается в следующем. Прежде всего, прекращение огня, далее выведение российских войск и российского вооружения и закрытие национальной границы.