Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хоривский «брильянт»

Волей случая небольшое волынское село имеет уникальный памятник искусства, который бы сделал честь любой музейной экспозиции
21 сентября, 2017 - 10:18
ФОТО ЛЕОНИДА МАКСИМОВА

Хорив — село небольшое, здесь всего 70 дворов и менее четырех сотен жителей. Сюда из Локач, от которых всего лишь несколько километров, ведет не дорога, она полуразрушена, а направление среди полей и холмов. Но добротных домов, богатых дворов здесь хватает, а местная Ануфриевская церковь — ухоженная и яркая, как пасхальное яичко. Храм сохранился в своем первозданном виде, не перестраивался, не достраивался, он ни одного дня, с 1870-го — времени освящения — не был закрыт. Выстоял в Первую и Вторую мировые войны, был одним  из  шести храмов района, в которых проходила служба и в богоборческие времена.

Внутри церквушка просто поражает единой цветовой гаммой и тем, с какой любовью, добротно здесь все сделано. Это и оригинальные панели техники «малахит», которые настоятель отец Яков Муляр приметил в одной волынской церквушке, он много ездил, ища детали, которые бы сделали его храм непохожим на  другие. Это и росписи, в частности — изображение над иконостасом Киево-Печерского образа Богородицы со святыми Антонием и Феодосием Печерскими: ни одна из ближних или дальних  церквей такого точно не имеет. В целом росписи, все внутреннее убранство с дивной красоты орнаментами являются подтверждением того, что вера несет радость Воскресенья. Небольшое село Хорив, а пригласило для своего храма лучших мастеров: в частности Игоря Ивашко из Горохова, который учился у знаменитого Александра Корецкого. Часть росписей выполнил настоятель Мервинского храма (Берестечковское благочинье Волынской епархии УПЦ) отец Павел Клицук, с которым отец Яков учился в духовной семинарии.

В Хоривской церквушке, как мало где, органично объединились современность и старина. Ремонты проводили, но старые деревянные окна не выбросили, и они органично сочетаются со старыми стенами. Отец Яков не допустил, чтобы переписаны или дописаны те старые иконы, которые дошли до него в нетронутом виде. Ведь переписано здесь, к сожалению, немало, неизвестно — кем, когда и зачем. В первую очередь — иконостас, который в церкви такого возраста должен бы быть интересным. Священник говорит, что сейчас простой сельской парафии не по силам финансовые расходы на реставрацию иконостаса. Хотя весьма заманчиво было бы увидеть, какие лики святых скрываются под давними наслоениями краски. Ведь этот иконостас — из другой хоривской церкви, ее давно нет, а она была еще старше Онуфриевской.

Хоривский храм имеет свою реликвию: запрестольный алтарь, который нарисовал Иов Кондзелевич, иконописец, которого называют самой яркой личностью в истории украинской живописи XVII—XVIII веков. Поскольку алтарь — запрестольный, женщины могут увидеть его только издали, что мы с Татьяной ЕЛИСЕЕВОЙ, заведующей Музеем волынской иконы, и сделали, будучи в Хориве. Но есть описания, выполненные специалистами музея, есть фотоснимки каждого клейма на иконостасе. «Изначально алтарь был предназначен для иконы Святого Николая, о чем свидетельствует изображение Никейского чуда в большом клейме над иконой: Богородица и Иисус Христос держат в руках не только омофор и Евангелие, но и митру, которой увенчивают центральный образ, — говорит Татьяна Елисеева. — Житийные сцены включают «Крещение святого Николая», «Явление царю Константину», «Явление трем мужам в темнице» и «Похороны святого Николая...» Еще одно клеймо посвящено Объявлению Христа святому Петру Александрийскому, изображение которого видим в клейме на внутренней раме алтаря».

Но самое главное, что алтарь является парным к алтарю для чудотворной иконы Богородичной церкви Рождества Богородицы Загоривского монастыря на Волыни (сейчас эта вторая часть находится в музее во Львове). Жаль, но и изображение на некоторых клеймах хоривского запрестольного иконостаса также зарисованы более поздними «мастерами»... Поэтому, с одной стороны, жаль, что эта уникальная вещь (XVII век) находится в простому, так сказать, сельском храме. Любой музей, говорит Татьяна Елисеева, почтил бы за честь получить этот иконостас для своей экспозиции. Такие вещи в Украине являются собственностью государства, они на учете, это не музейный, но государственный фонд Украины. В западных странах такие вещи решением государства изымаются из храмов и передаются в музеи, потому что это памятники духовной культуры, истории искусства. Хоривский «брильянт», считают специалисты, нужно бы реставрировать, возможно, даже передать сельскому храму другой иконостас, новый. Но до этого в нашем государстве, как правило, не доходят руки.

Наталия МАЛИМОН, «День» Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ