Эти учителя не ждали образовательной реформы, а начали генерировать изменения самостоятельно — каждый в своем классе. Они практикуют новые методики, проводят интерактивные родительские собрания, пишут проекты и выигрывают гранты на финансирование своих идей. Они решили объединиться, чтобы учиться и совершенствоваться вместе, обмениваясь опытом. Так образовался львовский дискуссионный клуб «Вчительські закамарки».
Наталия Яйко — один из организаторов этой инициативы. В педагогике она семь лет. Работает учительницей младших классов во львовской школе №27. С нового учебного года занимается первоклашками. На стенах ее класса — десятки грамот, дипломов и благодарностей. Здесь парты расположены не в привычных три ряда. Проверяя первые написанные учениками буквы, Наталия подчеркивает зеленой ручкой не худшие, а лучшие попытки учеников. Ребенок измучился сидеть во время урока? Он может встать и походить, присесть на мягкий коврик. Ученики Наталии Яйко знают, что вести себя нужно тихо, чтобы не отвлекать других. Подробнее о своих инициативах и методиках преподавания Наталия ЯЙКО рассказала во время нашей беседы за школьной партой.
ПЛАТФОРМА ДЛЯ ДИСКУССИЙ И ПОДДЕРЖКИ
— Нашему дискуссионному клубу уже один год. Создали его, чтобы обмениваться опытом. Встречи проводим в формате семинаров и мастер-классов, которые часто сами устраиваем друг для друга. Также периодически приглашаем других специалистов. Например, на следующее заседание к нам придет психолог Людмила Филимонюк, которая будет рассказывать о том, как любить себя и не выгорать эмоционально. Бывают моменты, когда доходишь до точки, которая кажется пределом, и ты уже не хочешь работать. Эти моменты нужно научиться преодолевать.
В конце августа провели в Коростове на Львовщине двухдневную летнюю школу. Рассказывали о ненасильственном общении, критическом мышлении. Материала и информации было немало. Все поехали домой довольные и вдохновленные.
Работаем преимущественно с молодыми педагогами, но постепенно подтягиваются и те, кто молод душой. Сейчас у нас 40 учителей. По большей части все из Львова и области, но также есть представители Сумщины и Днепропетровщины. Работаем с ними на расстоянии. Все обмениваемся наработанными методиками и материалами. Надеемся, что география инициативы будет расширяться. Летом ездили в Запорожье по приглашению местной Ассоциации молодых педагогов. Их директор методического центра хочет что-то подобное создать у себя. Думаем над вариантом с онлайновыми конференциями.
Постепенно находим спонсоров. В частности, нас поддерживают издательства «Генеза» и «Шкільний світ». Сотрудничаем с львовским методическим центром, где я параллельно работаю. Ждем первого издания «Вчительських закамарок». Это будут конспекты уроков для 1—4 классов. Издательство «Ранок» уже готовит их к печати. Также планируем пособие об интерактивных родительских собраниях со всеми упражнениями, которые можно использовать.
УЧИТЕЛЬ = САМОРАЗВИТИЕ
— Учитель должен быть примером для детей во всем. Я, например, всегда рассказываю ученикам, что читаю, чтобы приучать их к книге. В классе у нас своя библиотека. Это должны понять и родители. Если мама с папой не читают, то ребенок также не будет читать. Если учитель не учится, то и дети не будут.
Сейчас у нас море возможностей. Можно постараться и выиграть грант или стипендию на учебу. Однако по большей части учителя должны сами вкладывать в себя средства, время и усилия. В предыдущем наборе у меня была девочка с особыми потребностями. Я прошла большое обучение по этому направлению. В конечном итоге мы этого ребенка социализировали. Однако следует осознавать, что когда речь идет об инклюзии — ничего не выйдет без сотрудничества родителей, учителей и врачей.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОФЕ
— Родители — первые воспитатели детей. Учителю важно наладить с ними плодотворное сотрудничество. Сегодня выстроить коммуникацию с родителями проще с помощью соцсетей. Нет потребности писать в каждом дневнике о том, когда каникулы и что нужно принести завтра в школу. Все новости, идеи и планы можно обсудить в Viber. Через соцсети также ежедневно делимся с родителями фотоотчетами с уроков. Родители должны знать, чем занимается их ребенок. Также они имеют право приходить на любой урок, сходить с нами на экскурсию. С предыдущим классом мы все музеи Львова обошли. Музеи очень стремятся к сотрудничеству со школами, а последние, к сожалению, часто этим пренебрегают.
Формат родительских собраний также нуждается в переменах. Родители не должны воспринимать учителей как церберов, которые кричат на их детей. Мы практикуем формат родительского кофе. Когда ты впервые приносишь на собрание кофе и печенье, родители сначала стесняются. А уже позже и сами приносят сладости с собой. Такой формат помогает достичь взаимопонимания. С этой целью мы также выполняем во время собраний интерактивные упражнения. Как дети еще не умеют в коллективе работать, так же и родители. Со временем они этому научатся. И наше сотрудничество станет лучше.
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
— Практикую онлайн-образование для саморазвития. Очень нравятся украинские платформы онлайновых курсов Prometheus и EdEra. Детей также приучаем к такому формату. Всех малышей регистрируем на портале «Вчи.юа», на котором они дома с родителями добровольно учат математику в интерактивной форме. Благодаря программе я вижу всю информацию по ребенку: где он сделал ошибку, сколько времени выполнял задание и т.п. И сразу анализирую, как мне с этим ребенком нужно доработать в классе.
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
— Для внедрения образовательной реформы нужно приложить значительные усилия. Это трудно, но мы готовы меняться ради детей. Прежде всего реформа зависит от учителя и того, как он ее поймет. Также этот процесс зависит от родителей, которые должны быть готовы к изменениям и инновациям. На самом деле многие практикуют такой стиль учебы, который предлагает образовательная реформа. Однако учителя об этом не говорят. Это печально, потому что опытом необходимо постоянно обмениваться.
ЕЩЕ РАЗ О МОТИВАЦИИ
— Всегда повторяю слова Лины Костенко: «Я вибрала Долю собі сама. І що зі мною не станеться — у мене жодних претензій нема до Долі — моєї обраниці». Ты когда шел учиться на учителя, наверное, интересовался, какую зарплату он получает. Когда сейчас учителя начинают жаловаться на низкую плату, то они несколько уклоняются от ответственности, которую взяли, когда начали учить детей. Мотивация зависит от внутреннего состояния, от того, кого ты хочешь вырастить. Нужно понять, почему наши дети не могут учиться по старой системе. Мы должны сделать так, чтобы учеба стала интересной для всех. Дети должны полюбить школу и идти туда с радостью.