Львов продолжает жить литературным марафоном. После 24-го Форума издателей книжную эстафетную палочку сразу подхватил 83-й Международный конгресс ПЕН-клуба, который впервые проходит на территории Украины. Как обычно, для подобных форумов, их темы обсуждений не были ограничены лишь литературой, а охватывали в целом сферы поиска новых возможностей и знаний. Для примера, на последнем Форуме издателей сотни встреч и лекций были направлены на развитие в разных отраслях. В частности, события разделили на три кластера: образование, здоровье, креативные индустрии. Кроме этого, были тематические блоки, посвященные урбанистике, бизнесу и экономике, истории, науке и технологиям, кулинарии и тому подобное. Одним словом, за время книжного фестиваля каждый мог найти что-то свое.
Об одном из кластеров сейчас хотелось бы вспомнить и поговорить отдельно. А именно об «Образовании».
Все события этого дискуссионного блока состоялись в новой (не только для Форума, но и для Львова в целом) локации. Речь идет о Центре Митрополита Андрея Шептицкого — современной недавно открытой библиотеке.
Какие книги презентовали? Во-первых, представили вторую книжку известного эксперта по образованию Кена Робинсона, выпущенную на украинском языке, — «Образование против таланта. Сила творчества». Во-вторых, презентовали сразу две книги на тему финской системы образования, которую в последнее время активно ставят в пример украинской. Речь идет о «Финских уроках: Чему может научиться мир из опыта реформирования системы образования Финляндии» Пасе Сальберга и «Высший класс. Школьное руководство и управление по-фински» Аре Покки. А кроме этого, были презентованы такие книги: «Разумники» Аманди Рипли, «Как воспитать взрослого» Джулии Ликотт-Гамс, «Образование для турбулентного мира» Николая Скибы, «Как никогда не ошибаться. Сила математического мышления» Фионг Ань Чан.
Однако прежде всего образовательный тематический кластер был интересен своими многочисленными мастер-классами, круглыми столами и публичными дискуссиями, прежде всего, интересными для педагогов, студентов, учеников и их родителей.
«Учитель на острие перемен: как прекратить бояться и начать меняться», «Моделирование учебных программ начального образования по Стандарту Новой украинской школы», «Воспитание на ценностях в новой украинской школе: как перейти от теории к практике», «Опыт студенческого самоуправления в университетах Израиля»... Это лишь несколько тем из длинного перечня проведенных мероприятий. В публичных дискуссиях приняло участие немало украинских топ-педагогов, в частности, министр образования и науки Лилия Гриневич.
СЛОВО ОРГАНИЗАТОРАМ
Детальнее о ходе многодневного образовательного интенсива и его традиции «Дню» рассказал куратор тематической площадки Михаил КОМАРНИЦКИЙ: «Образовательный кластер в рамках Форума издателей мы проводим во второй раз. В прошлом году он проходил в помещении ІТ-компании Softservе. Мы дискутировали о вызовах, стоящих перед образованием на протяжении трех дней. Приятно и важно, что в этом году нам одного помещения уже стало мало. Поэтому мы перенесли место проведения кластера в только что открытый центр Митрополита Андрея Шептицкого Украинского Католического университета. Кроме собственно презентации книг, наибольшее внимание было уделено панельным дискуссиям и мастер-классам, к которым пытались привлечь как можно больше учителей, директоров-практиков из всей Украины.
Очень радует то, что на протяжении этого года в Украине появились без преувеличения сотни интересных образовательных инициатив в городах, городках, селах. Это инициативы разного направления, но их объединяет одно — перемены в системе образования. До сих пор особенно управленческая сфера страдает «советскостью», которая не дает нам развиваться и идти вперед. Когда мы организовывали образовательный кластер, то выделили три ключевых темы, которые, по нашему мнению, стоит обсуждать.
Первая — «Педагогика партнерства». О том, как нужно строить партнерские отношения в треугольнике «учитель, ученик, родители». К разговору мы пытались привлечь как можно большее учителя-практики и родители.
Вторая панельная дискуссия — «Научить учителя». Мы понимаем, что все разговоры о реформе образования заканчиваются тогда, когда учитель закрывает двери класса и остается лицом к лицу с учениками. В рамках этого обсуждения дискутировали о том, как научить учителя, какие есть примеры переквалификации учителей и тому подобное. Сюда мы привлекли как руководителей разных проектов, так и руководителей государственных институций (психологов, руководителей ассоциаций, директоров).
Третья тема — «Будущее университета». Соответственно здесь обсуждали вызовы, стоящие перед высшей школой, и общие тенденции трансформации образования в мире. К этому разговору мы привлекали спикеров из всей Украины, руководителей бизнес-школ и вузов, руководителей новых интересных магистерских программ, которые существуют в рамках государственных учебных заведений и частных, специалистов из разных аналитических центров».
ФИДБЕК ОТ УЧИТЕЛЕЙ
Приняла участие в образовательном кластере и Наталия Яйко — учительница начальных классов, соорганизатор инициативы «Вчительські закамарки», о которой мы как раз недавно рассказывали на страницах «Дня». Наталия не только провела мастер-класс на тему «Понимание и любовь родителей — счастье и успех детей. Интерактивные родительские собрания», но и посетила другие панельные дискуссии и мероприятия. В целом об образовательном кластере учительница отзывается очень положительно: «Прежде всего, нужно отметить, что была очень хорошая организация. Все мероприятия кластера были подготовлены на наивысшем уровне. Все поднятые в ходе дискуссионных панелей темы были актуальными. Были привлечены квалифицированные спикеры, которые действительно могут дать полезные советы. Я почерпнула немало интересного и полезного для собственной практики.
Относительно активности учителей, следует принять во внимание, что многие мероприятия проходили в первой половине дня, поэтому немало желающих учителей не могло принять в них участие по причине занятости в школах. Ежедневно после обеда посетителей становилось больше. Больше всего людей было на дискуссии, в которой принимала участие пани министр. Это очень плохо, потому что, прежде всего, шли послушать и посмотреть на министра. А на других, не менее интересных мероприятиях людей было гораздо меньше. Не нужно забывать, что учителям также необходимо постоянно учиться.
Поэтому в целом впечатления от этого и прошлогоднего образовательных кластеров исключительно позитивные. В следующем году ожидаем еще более насыщенную программу и большую активность педагогов».
ПОДВОДЯ ИТОГИ
Просветительские дискуссии, наподобие тематического кластера в рамках Форума издателей, сегодня необходимы как самим педагогам, так и образовательной реформе. Можно сколько угодно расписывать тексты с советами и указаниями, разъясняя все нюансы нынешних и будущих изменений в образовательной отрасли, но... Непосредственной и живой дискуссии, актуального и полезного мастер-класса ничего не заменит. На самом деле многие из украинских учителей сегодня практикуют такой стиль обучения, который предлагает образовательная реформа. Однако педагоги об этом не говорят. Это досадно, потому что опытом необходимо постоянно обмениваться. Именно в таком формате учителя будут иметь возможность корректировать свои наработки, привлекать новые инновационные методики и в целом прогрессировать.
Да, правильно подмечено, что все разговоры о реформе заканчиваются тогда, когда учитель закрывает двери класса и начинает работать с учениками. Однако самим педагогам-практикам не следует забывать также периодически садиться за парту, обучаясь новому и совершенствуя уже наработанное. Во время Форума издателей своеобразным учебным классом для учителей стал образовательный кластер. Подобных публичных дискуссий во время реформирования образовательной отрасли, без сомнения, необходимо еще больше. Именно от диалога учителя с учителем, педагога с учеником, студента с преподавателем зависит эффективность процесса изменений. Это и есть концепция «педагогики партнерства», которая должна служить фундаментом для реформы образования.