Сейчас часто говорят, что ХХІ век — это якобы эпоха «постправды», когда базовые ценности и категории человеческой жизни «обретают новые смыслы» (а может, теряют всякий смысл?), все нужно объяснять и воспринимать в духе постмодернистской «относительности» основополагающих понятий, добро и зло окутаны такой себе дымкой «размытости» (кто, мол, в настоящее время знает, где добро, а где зло?).
Но очень необходимо понять, особенно молодым украинцам: совершенное в Бабьем Яру, начиная с 29 и 30 сентября 1941 года, когда за два дня нацисты расстреляли свыше 30 тысяч невиновных людей — есть и навсегда должно оставаться в сознании людей Абсолютным Злом. И это должно быть безотносительным к изменению политической конъюнктуры и капризных «ветров времени». Надеемся, что именно эти рассуждения побуждали известных в Украине историков, экспертов, общественных деятелей провести 28 сентября в Музее истории Киева презентацию нового альбома-каталога «Бабин Яр — пам’ять на тлі історії». Это издание — о злодеянии, забывать которое нельзя. Иначе забудут и о нас. Навсегда и вполне заслуженно.
В мероприятии, инициированном Украинским институтом национальной памяти (его представлял глава, известный историк и публицист Владимир Вятрович), Украинским центром изучения истории Холокоста (был представлен директором Анатолием Подольским) и Музеем истории Киева (ведущий научный сотрудник этого учреждения Виталий Нахманович), принимали участие небезразличные люди. Шла речь о том, как достичь комплексного (не корпоративного, узконационального или частного) виденья проблемы, достойного увековечения памяти жертв Бабьего Яра. Стоит ли говорить, что важность этого вопроса переоценить невозможно?
Владимир Вятрович, в частности, отметил, что презентованный интерактивный альбом-каталог, несомненно, вызовет оживленную дискуссию в обществе (как относительно концепции, так и относительно конкретного содержания подробностей). И это — правильно, ведь мемориализация жертв Бабьего Яра должна состояться обязательно при активнейшем участии Украинского государства. Потому что те ужасные события являются чрезвычайно важной составляющей нашей украинской истории. Да, Холокост — исключительный, страшный компонент трагедии; вместе с тем Бабий Яр не ограничивается Холокостом. Кроме того, и Холокост как таковой тоже имеет непосредственное отношение к национальной истории Украины. Вот о чем нужно помнить, когда мы думаем о мемориализации погибших в Бабьем Яру. «И не могу не заметить, — прибавил пан Вятрович, — что идея так называемого «Мемориального комплекса» «Холокост в СНГ» (СНГ!), которую активно продвигает Марек Сивец, господа Михаил Фридман, Герман Хан, Павел Фукс (все — граждане РФ), свидетельствует о наличии мощного российского ресурса (между прочим, об этом в течение 2017 г. не раз писала и наша газета!).
Историк и исследователь трагедии Виталий Нахманович подчеркнул, что проблема заключается в отсутствии «алгоритма» взаимодействия государства, гражданского общества и экспертной среды. К сожалению, каждый действует в своей плоскости. Необходимо, прежде всего, понимать, зачем и для кого мы все это делаем: и международный архитектурный конкурс идей создания мемориального парка «Бабин Яр — Дорогожицький некрополь», и мультимедийную выставку «Бабин Яр: пам’ять на тлі історії», которая стала основой альбома. Важно осознать, прибавил пан Нахманович, что «потребителями» в данном случае будут по большей части люди, которые не имеют отношения к этим страшным событиям. Это — публичное пространство, которое никто не имеет права делать «под себя». Даже если идет речь о потомках жертв. Потому что это — не частное дело отдельных личностей. А что сейчас видит так называемый «рядовой человек», когда попадает в это публичное пространство? Абсолютно запущенную территорию; да, упорядочили три дорожки, но что это для площади Бабьего Яра в целом? Нет ни одного музея, который бы комплексно рассказывал (прежде всего — школьникам, студентам) о том, что там происходило. За 25 лет эту проблему, в сущности, никто не ставил. Главное, чтобы раз в году масштабно (при участии наших и иностранных президентов, премьеров и министров) отметить это событие. Да, существует даже Национальный заповедник «Бабий Яр», но немногие знают хотя бы о том, где проходит его черта. Вот и вся «государственная политика»! А нам очень необходимо предложить государственническое решение проблемы. Здесь есть два аспекта: трагедия украинской истории и трагедия Холокоста. И именно это нужно учитывать, заметил Виталий Нахманович, при создании музейного комплекса. Необходимо объединить обе составляющие; вопрос в том, как это конкретно сделать. Мы открыты для дискуссий и предложений. Выставка «Бабин Яр: пам’ять на тлі історії» (интерактивная, в виртуальном пространстве), как и соответствующий альбом-каталог, может быть важной при создании концепции будущего музея (или двух музеев).
Анатолий Подольский, директор Украинского центра изучения истории Холокоста, акцентировал внимание на необходимости создания комплексного образовательного ресурса: во-первых, это виртуальная выставка; во-вторых — альбом-каталог, который сейчас презентуется; в-третьих, пособие для учителей; наконец, это документальный фильм надлежащего уровня. Только взятые в совокупности все составляющие этого образовательного ресурса смогут рассказать людям, в первую очередь молодежи, что такое Бабий Яр для Украины и человечества. А что у нас сейчас? Еще в 2006 году создан Национальный заповедник «Бабин Яр», но он реально не работает. Зато приходят иностранные частные лица и говорят: «Мы сделаем все, как надо...».
***
Бабий Яр — это о каждом из нас. Это о том, как остаться человеком в нечеловеческих условиях. О том, что человек может быть страшнее хищного зверя. И о том, что память о такой трагедии не подлежит «приватизации».