Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Подъем на Спуске

Театр на Подоле, наконец, получил сертификат о готовности нового здания к эксплуатации
5 октября, 2017 - 10:23

Праздника появления нового здания для театра Киев ждал 105 лет! Правда, в наше время несколько кинотеатров было перестроено под театральные площадки. Многолетнюю эпопею со строительством современного театра удалось финализировать за последних три года.

Современное архитектурное решение здания «Театра на Подоле» вызывало споры, что, безусловно, свидетельствует о его оригинальности и художественной ценности.

«Железный монстр», «скелет колокольни» — эти жестокие определения достались ныне признанному шедевру — Эйфелевой башне.

Ничего странного, что подобное отношение выразила к новому зданию «Театра на Подоле» определенная часть киевского общества. Новое всегда воспринимается не сразу. Известны три стадии: этого не может быть, почему бы и нет и разве могло быть иначе. Часть тех, кто воспринял современное архитектурное решение сразу, оказалась явно не меньшей, но настроенной, в отличие от агрессивно-критической части, вполне наблюдательно         — философски.

По распоряжению мэра В. Кличко была создана Рабочая группа по поиску путей урегулирования ситуации вокруг реконструкции здания театрально-зрелищного заведения культуры «Киевский академический театр на Подоле».

Матрица ее работы состояла из исследования ситуации в трех измерениях — Страна, город Киев, улица Андреевский спуск.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Учитывая матрицу театра, которая равно как и человеческая, состоит из семи тел, стоило бы подумать на эту тему и в мировом масштабе. В общих чертах известно «Весь мир — театр» как квинтэссенция ментального тела театра, дано ему и каждому человеку, чтобы думать о существовании в вечности. Но ограничившись настоящим «Рабочая группа» пришла к выводу об абсолютном беспорядке в отрасли градостроения, профессионального архитектурного надзора, бесправия общественности.

Говорят, люди, способные видеть эфирное тело, могут анализировать характер сияния ауры. Это тело является отпечатком тела физического в тонком, духовно-материальном  воплощении. Попытки загрязнить театральную ауру переложением ответственности, жонглирования сроками, фактами, постановлениями и даже законами иногда обретали анекдотический характер.

Горячие дискуссии среди членов Рабочей группы и представителей общественности вызывал вопрос авторского права. Первый проект здания, которое из недостройки стремительно становилось руиной, принадлежал архитектору В. Юдину (его сказочный Кукольный театр в Киеве радует детей и взрослых), который считает, что его коллега О. Дроздов своим архитектурным решением сделал невозможным воплотить юдинский проект в жизнь.

Такая логика лишает права инвестора по своему усмотрению завершить строительство театра, и тратить деньги на то, что он считает несоответствующим его эстетическим и техническим требованиям. В конечном итоге этот спор должны решать специалисты права, пока на этом тема и зачахла.

Обычно много проблем родилось уже в момент выбора места для строительства. Первоархитекторы  сейчас кивают на тогдашнюю власть города, которая, говорят, порядком давила, хотя очевидно и их сверхмощное желание свое художественное высказывание запечатлеть в камне.

Остро обсуждалась высота нынешнего здания, которая была выше 9 метров, допустимых для новостройки на Андриевском спуске. Оказалось. сейчас, в отличие от первого варианта она стала меньшей на 6 метров, а норма 9-метровой высоты вообще не приемлема для этого отрезка спуска.

А когда кто-то на каком-то заседании озвучил что-то вроде того, что театр прибегнул к коррупционной схеме, по которой заставил инвестора потратить свои деньги на строительство первого в Независимой Украине модернового внешне, интерьерно, технически театра, стало ясно: чтобы избежать привлечения медицинских комиссий, нужно дождаться заключений экспертных комиссий — профессиональных, ответственных, уполномоченных для решения судьбы строительных объектов.

Астральное тело, которое состоит из эмоций, чувств, желаний, вздрогнуло. Но зная, что все болезни от обид, все  простило и улыбнулось. Радость театрального сообщества закалена трудностями многих лет, порожденных безразличием государства к отрасли культуры в целом, приучила бедой бить о землю, совсем не мириться, но понимать, что обычно правительства умеют делать хорошо лишь две вещи: ничего и очень много всего.

Память всех наших жизней бережет тело казуальное. Голоса спектаклей, что сделали знаменитым «Театр на Подоле», с маленькой сцены в историческом здании уже начали молить о сцене большой. Дух гениального киевлянина Малевича черными квадратами стен здания театра отгородил от банальности, имитации древности, по-видимому, очень остро, но абсолютно вовремя поставил вопрос о современном и древнем, об одной из доминант характера киевлянина — смелости к новациям.

О «Доме с химерами» архитектора В. Городецкого многие говорили, крутя пальцем у виска; отстроенный по замыслу архитектора А. Добровольского после войны Крещатик называли «фантазией обезумевшего кондитера», фигуру Архистратига Михаила на майдане Незалежности — «Бэтменом среди оранжерей». Но достаточно быстро осознав, что Киев величию своего духа укореняет разнообразие в свое вечно молодое состояние, принимали кто-то безоговорочно, кто умеренно, а кто-то обреченно.

Говорил А. Эйнштейн: «Бог не играет в кости». Многолетняя эпопея построения нового театрального помещения — это еще одно атмическое тело, которое бережет всю информацию, пока мы не поймем всех предназначенных нам судьбой уроков.

Театр — объект высокой общественной заинтересованности, надеюсь, это привлечет внимание к выводам, предложениям Рабочей группы, и начатое ею дело наведения порядка в проектировании, застройке нашего города наберет масштабов и приведет к весомым результатам.

Было бы несправедливо не обратить внимания на достоинства совершенствований возведенного здания.

Входная группа не выходит на тротуар. Три этажа, выложенные кирпичом, продолжают каскадность фасадов старинных зданий.

Верхние этажи черного цвета — черные квадраты (это общеосознаваемая ассоциация с шедевром К. Малевича) материализуют идею бесконечности пространства и времени.

Действительно, в театре стало немного меньше зрительских мест, но современное решение колосникового  хранилища для декораций, позволило за счет высвобождения арьерсцены, саму игровую площадку увеличить вдвое. И самое приятное: построенный за счет меценатских средств, Театр является собственностью территориальной громады города Киева. Смета строительства театра с залом на 240 мест составляет около 130 млн грн.

В Украине наибольшее количество Национальных театров в мире. Правда, бюджет парижской «Комеди францес» превышает их бюджет суммарный. Но среди камерных театров нет ни одного национального, будто такой статус театра связан с размером здания.

Красота любого произведения  искусства в глазах того, кто его видит. Сегодня, когда выводы всех возможных экспертиз свидетельствуют о рождении нового театрального дома, фиксируют его абсолютную жизнеспособность, стоит задуматься о смысле коллизии, которую повлек такой радостный обряд как «входини» в новый дом — дом театральный, что состоялись в мае месяцы.

Единственной проблемой в настоящее время остается восприятие фасада. Наше время отличается отсутствием однозначности идеологий, сопротивлением любым проявлениям тотальности, растворенностью искусства во всех формах человеческой деятельности, его яркостью театрализации.

И счастьем отразится на последующей судьбе театра соучастие всех небезразличных к фантазированию внешности Его Величества.

Я предлагаю использовать полиэкран высокой яркости, чтобы на них с утра до ночи показывали исторические сюжеты о нашем городе, об Андреевском спуске, о галереях, театрах, выставки о жизни далекой и современной на этой мощной художественной вехе Киева.

Так тело Буддхи будет прирастать опытом нашей души, так в сфере духа будет укрепляться единство общества с гордым именем Киевлянин.

Фото Руслана КАНЮКИ, «День»

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ