События на востоке страны меняются очень быстро — то ли на линии разграничения, то ли на оккупированной территории, то ли на второй линии, в частности в Мариуполе. Эти изменения касаются информационно-коммуникационных потоков, настроений населения, ориентации на другую систему ценностей. Вчера одно меньшинство людей превратилось в большинство, сегодня — другое. Ведь альтернатива всегда существует.
Если 19 часов ехать поездом из Киева в Мариуполь, то можно подслушать, что волнует население региона, на какие темы они спорят и какой альтернативной информацией владеют. Ведь одним рассказам пассажиров найдутся другие, альтернативные рассказы. Это могут быть веселые беседы, которые перерастают в споры, или многочасовые интеллигентные дискуссии. В настоящий момент обе стороны апеллируют фактами, которые видели собственными глазами, а не новостями, социальными сетями. О своей тяжелой жизни рассказывают люди из Донецка, общаются на суржике, где больше украинских слов. Кто-то с ними спорит. Кто-то молчаливо и печально слушает. Какая-то женщина сообщает о военных учениях на оккупированной территории и не хочет возвращаться в те напряженные условия жизни, однако ей нужно помогать родственникам.
«Остановка «Волноваха» 20 минут», — сообщает проводница. Люди выходят, тянут за собой большие чемоданы, здесь же таксисты предлагают довезти до ближнего блокпоста за 50 гривен. Кому-то плохо — пьет корвалол, кто-то быстро бежит к такси, а кто — к автобусу. Поезд — это находка других новостей и альтернативных мыслей, интересных аргументов и примеров, некоторые из которых рассказывают шепотом, а некоторые выставляют как козырь во время споров.
КУЛЬТУРА ВДОХНОВЛЯЕТ
Интеграция в единое социокультурное и информационное пространство объединяет большие массы. Например, кинорежиссер-экспериментатор Сашко Протяга в интервью «Марик» (газета «День»), как сокращенно мариупольцы называют свой город, отметил: «...за последние годы город пережил что-то, что мы с друзьями полушутя называем Мариупольским ренессансом. Появилось много низовых проектов, движений, инициатив, малых и средних бизнесов, о которых раньше нечего было думать». И молодежь приобщается к разнообразным мероприятиям. Георгий Почепцов высказал интересную мысль: «...У бюрократической системы должна быть структура, на которой лежит ответственность. Когда ответственность лежит на всех сразу, ничего не происходит. Не менее важно и то, что массовое сознание очень инерционно. Реально необходима смена поколений для того, чтобы кардинально повлиять на сознание».
В июле в Мариуполе состоялся музыкальный фестиваль «MRPL.Citу» на одном из мариупольских пляжей, где выступило много украинских исполнителей. В сентябре прошел всеукраинский фестиваль «Червона рута-2017», где было представлено творчество как начинающих, так и популярных групп. Кроме того, возобновились концерты на государственные праздники, в частности на День Независимости. Во время массовых мероприятий активно работал общественный транспорт, который развозил людей по районам. Мариупольцы в троллейбусах пели украинские песни, почти все пассажиры их подхватывали и так весело, сплоченно ехали вместе. «Червона рута», гимн Украины, современные украинские песни. С улыбками делали селфи и снимали видео такого единения.
В сентябре мои стереотипы таяли. Во время ранней поездки в мариупольской маршрутке молодая женщина на украинском языке спросила о своей остановке. Отвечали и на украинском, и на русском. Еще один мой стереотип был разрушен, когда приходила к близкому человеку в больницу, а его пожилого седовласого соседа по палате проведывали ромы, и каждый день — разные родственники. Они общались исключительно на украинском языке. Мужчина говорил, что они в городе живут уже давно, а украинский — язык семьи. Как-то мой друг из Тернопольской области прокомментировал это так: «Слушай, скоро Мариуполь будет учить патриотизму Львов. Но если серьезно, то, глядя на свой город, понимаю, что у нас более развит патриотизм семьи, чем страны. Многие убежали на заработки за границу, как только получили повестку...»
ВОЗВРАЩАЯСЬ К СТЕРЕОТИПАМ
Так или иначе стереотипы влияют на наше восприятие и картину мира. Это наблюдала после обстрела микрорайона Восточный Мариуполя в январе 2015-го, когда знакомая доказывала о «прилетах» из оккупированной территории, но вечером после просмотра сайтов, отдельных групп в социальных сетях, утверждала абсолютно противоположное, ведь трансляция точки зрения российских информационных источников была ближе к собственным взглядам.
Профессор Мария Бутырина в научной статье «Явление стереотипизации в массовой коммуникации» отмечает: «...Социальные стереотипы, которые содержатся в массовом сознании, оказывают значительное влияние на познавательные процессы, ограничивая и определенным образом направляя процедуру осмысления нового явления. Его содержание формируется путем элементарного попеременного соотношения со смыслом как одного, так и второго полюса стереотипа. На явление, которое осмысливается, осуществляется экстраполяция социально-детерминированного смысла, который концентрируется в определенном полюсе стереотипа. Таким образом, человек имеет возможность выбора в пределах предложенной альтернативы». Да, на оккупированной территории люди слушают «Громадське радіо» и обсуждают новости, когда приезжают в Мариуполь.
МЕЖДУ ПРОЧИМ
В начале октября Мариуполь чувствовал прилеты «градов», когда под обстрел попало Гнутово. А затем осенние дожди на некоторое время принесли тишину. Есть ли разница между общественным мнением трехлетней давности и теперь? Думаю, есть, исходя из своих наблюдений и своей жизни «внутри» водоворота событий. В магазине чаще включают песни украинской эстрады, а в одном из приморских кафе после поздравительной песни обязательно раздается патриотическая. И уже этого не боятся, и уже к этому привыкли. Медленно и мягко меняются или заменяются смыслы. Когда-то запрещенное становится нормой, альтернатива же — приемлемой.