Год назад на Кировоградщине возникла организация «Кировоградские ковбои», ее деятельность стала ответом на массовые рейдерские захваты, которые начали происходить в Украине и, в том числе, в Кировоградской области. Со временем «ковбои» создали Общественный союз «Аграрная самооборона Украины», она объединила в борьбе с рейдерством сотни фермеров со всей Украины. Недавно на съезде Аграрной партии председатель союза, директор агрофирмы «Славутич» Юрий КРУТЬКО был отмечен именно за эту деятельность. «День» побеседовал с Юрием Крутько о том, почему противостояние рейдерству — это вопрос национальной безопасности, и что должно сделать государство для того, чтобы защитить украинского фермера.
«РЕЙДЕРСКИЕ АТАКИ ОБЫЧНО ХОРОШО ПРОДУМАНЫ»
— Пан Юрий, почему возникла потребность в таком объединении?
— Мы объединились, чтобы дать понять мошенникам: просто так свои земли и урожаи не отдадим. Рейдерские атаки обычно хорошо продуманы — при содействии так называемых черных нотариусов и регистраторов, которые вносят данные новых владельцев в Единый государственный реестр, рейдеры выдвигают «законные» требования фермерам, и те просто не знают, как действовать. Все свои шаги рейдеры продумывают заранее, ведь на них работают профессиональные адвокаты, юристы, которые хорошо ориентируются в законодательстве и механизмах. Если еще в 2016 году объединения фермеров были не столь массовыми, то в нынешнем году, чтобы противостоять этим схемам, мы активно взялись за создание аграрной самообороны. Сначала назвались «Кировоградскими ковбоями», а со временем зарегистрировали организацию «Аграрная самооборона Украины». Финансируем объединение самостоятельно — фермеры скидываются деньгами на содержание офиса, адвокатов, юристов, которые предоставляют юридическую консультацию, также финансируем силовой блок (это ребята, которые имеют боевой опыт в АТО) и их оснастку. Сейчас наши центры есть в семи районах области — Кировоградском, Новоархангельском, Новоукраинском, Долинском и Бобринецком, Петровском и Александровском. Во многих селах есть десятники, 5—10 человек актива, которые в случае тревоги готовы прийти на помощь. А в офисе круглосуточно дежурят люди. Сотрудничаем с АТОшниками. Среди них патриоты, которые еще вчера защищали Донецкий аэропорт, а сегодня — поле в своем селе.
Сегодня наша задача — поддержать фермеров в отстаивании их интересов в судах, не дать рейдерам вывезти урожай, не дать переписать земельные паи. Одним словом, защитить предприятие.
— В СМИ звучала цифра «300», когда шла речь о вооруженных фермерах, противостоящих рейдерам.
— Если у кого-то случится беда, то две сотни людей поддержки точно съедутся со всей области. Потому что сегодня это произошло у твоего коллеги, а завтра «титушки» могут прийти к тебе.
«ХОТЕЛОСЬ БЫ КОНКРЕТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, УРОЖАЙ, ТЕХНИКУ»
— По вашему мнению, какую роль в защите фермеров должно играть государство? Надеетесь ли на него?
— Понимаете, мы не хотим майданов, но мы хотим отстаивать свои права, поэтому без вопросов к государству не обойтись. Свои требования к государственным органам мы выражаем, собираясь на массовые митинги. Один из них в сентябре под лозунгом «Остановим рейдерство» собрал в Кропивницком более полутора тысяч участников — на площадь перед облгосадминистрацией съехались аграрии со всей области. Не за деньги или другие поощрения — это была их собственная воля. Что касается государственной поддержки, то скажу так: у меня есть телефоны и областного прокурора, и начальника полиции, губернатора, все они открыты к сотрудничеству, но не всегда удается быстро и легко решить проблему, в основном не из-за пассивности на местах, а из-за пробелов в антирейдерском законодательстве. При облгосадминистрации действует антирейдерский штаб, однако хотелось бы более решительных действий — конкретных механизмов защиты прав собственности на землю, урожай, технику.
В сентябре в Николаеве прошел круглый стол «Внутренняя агрессия: рейдерство как новая угроза национальной безопасности», на нем мы приняли резолюцию-обращение к высшему руководству государства. В нем и указали, что, по мнению аграриев, нужно сделать в первую очередь: доработать законы, объединить реестры недвижимости, бизнеса и судебных решений, завершить формирование Государственного земельного кадастра.
— Взаимодействует ли «Аграрная самооборона» с правоохранительными органами?
— Конечно, в первую очередь, что должен сделать фермер, если на хозяйство напали, — это вызывать полицию и писать заявление. Полиция обязана защищать законного владельца общества, но в этом и штука: иногда тот владелец, который является им по закону, не является владельцем «по справедливости». Когда полиция разводит руками, тогда и вступает в силу наша самооборона. Вот тогда к нам и обращаются реальные фермеры, которые обрабатывали поля, сеяли, собирали урожай. Этих людей мы знаем в лицо, потому что не один год работаем на земле. Вот они приходят и говорят: ребята, помогите, титушки вывозят с моего поля урожай. Мы собираемся и едем.
«БОЛЬШОЙ ВЕС В НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИМЕЕТ ГРОМАДА»
— Каких результатов удалось добиться за этот период? Уменьшилось ли рейдерство в области, начали ли «ковбоев» бояться?
— Да, благодаря огласке (довольно большую роль в этом, кстати, сыграли средства массовой информации, за что им большое спасибо) даже можно сказать, что нас немного боятся. Однако большой вес в нашей деятельности имеет громада. Вот, например, летом жители Ольшанского района вышли в защиту ПСП им. Димитрова, не пустив на ток «титушек». Тогда рейдеры получили от селян отпор, ведь люди были настроены серьезно. Кстати, рейдерский захват ПСП происходил путем незаконной регистрации, которую осуществил на территории Киевской области госрегистратор Мирнопольской сельрады. Минюст отменил незаконную регистрацию, жалобу довольно быстро удовлетворили. Чего нельзя сказать о деле, связанном с рейдерской атакой на общество «Нива-2010», что в селе Бережинка Кировоградского района. Эта история прогремела на всю Украину — в мае 2017 года директор предприятия «Нива-2010» узнал, что он «подарил» свое хозяйство. В защиту предприятия встали селяне, конфликт продолжился стрельбой и драками между «титушками», правоохранителями и бандитами, нанятыми рейдерами. Тогда именно благодаря вмешательству Аграрной самообороны удалось сохранить урожай, а фермеры (члены союза) скинулись соляркой и деньгами, чтобы руководство «Нивы-2010» смогло рассчитался с пайщиками.
Сегодня в Государственном реестре и до сих пор владельцем «Нивы-2010» указано предприятие-рейдер. К Николаю Требиненко приставлена охрана. Вопрос будет решен лишь тогда, когда его фамилия будет опять значиться в Реестре как фамилия владельца «Нивы». Кстати, на эту тему я даже встречался с генеральным прокурором Украины Юрием Луценко, но он сказал, что это не в компетенции Генпрокуратуры.
Если бы мы не давали отпор, десяток предприятий были бы уже захвачены.
НУЖНА РЕАЛЬНАЯ РЕФОРМА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
— Имеете последователей в других областях?
— В Сумах, Николаеве, Запорожье и Херсоне уже созданы ячейки «Аграрной самообороны». В процессе — Киевщина. Люди убедились на примере Кировоградской области, той же «Нивы-2010», что самооборона — это не пиар-проект, существующий на бумаге.
— Когда, с вашей точки зрения, потребность в таких объединениях закончится?
— Тогда, когда произойдет реальная реформа судебной системы. Когда исчезнет безнаказанность, а по всем делам, которые воздуждены за рейдерство, будут объявлены решения. Политики обещают доработать антирейдерские законы, но дальше пиара на теме рейдерства не идут. По крайней мере, так мы видим ситуацию на местах.