Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«И в дальнейшем постараюсь как можно больше помогать героям»

Сербская беглянка Саманта - о жизни в Украине и поездке в зону АТО
2 января, 2018 - 22:25

Сербская патриотка Украины Саманта Рац-Стоилкович, которая вынужденно покинула свою страну из-за преследований за свои политические взгляды, вот уже два года вместе с семьей живет на Закарпатье (напомним, «День» писал о ней в материалах: https://day.kyiv.ua/uk/article/cuspilstvo/pro-podiyi-v-ukrayini-serby-diznayutsya-iz-moskovskyh-dzherel та https://day.kyiv.ua/uk/article/poshta-dnya/tut-my-pochuvayemosya-v-bezpeci). Мы поговорили с ней о том, как обосновалась семья беженцев в Украине и изменили ли убеждения Саманты украинские реалии.

- За два года многое изменилось в моей жизни. Не скажу, что все складывалось легко: со многими проблемами столкнулись, когда проживали в приютах для беженцев в Мукачево и Перечине. Но наконец все позади, и мы с семьей нашли возможность снимать небольшой дом в Перечине, - рассказывает Саманта. - Мой муж Петар работает в коммунальной службе города, а я уже 5 месяцев - на ООО «Ядзаки» в Минае близ Ужгорода. Дочери-близняшки Глория и Виктория учатся во втором классе, они очень быстро адаптировались, изучили украинский и нашли друзей.

- Не жалеете, что именно в Украине нашли свой приют и скучаете ли по своей родине?

- Не жалею. Когда выезжала из Сербии, знала, что иду сердцем, а не карманом. Сначала мы хотели ехать в Чехию, но передумали. Украина близка мне духом. Здесь нашла работу, где, между прочим, зарабатываю больше, чем в Сербии.

Почему-то нет печали ни по родному селу, ни по стране. Единственное, чего не хватает, - семьи и друзей. Но родители часто приезжают сюда, а друзей нашли и в Украине.

Радует, что все больше молодых людей из Сербии поддерживают Украину. До сих пор мало кто знал правду о ситуации, но сейчас многие мои соотечественники имеют возможность узнать правду из первых уст: я регулярно пишу и информирую о том, что происходит в Украине на самом деле. Многие мои земляки пишут мне, помогают вещами и деньгами украинским военным.

- Что положительного и отрицательного вы увидели в украинцах и закарпатцах в частности?

- Меня очень раздражает, когда слышу, как трудно жить, найти работу. Хотя сама знаю, сколько вакансий есть только на предприятии, где работаю. А еще - отрицательно отношусь к раздуванию темы сепаратизма на Закарпатье и восприятию украинцами ситуации относительно оккупированной территории безвыходной.

Меня беспокоит сама мысль о том, что с Украиной может произойти то, что в свое время с Сербией. Когда руководство государства не «руководит» государством так, чтобы сохранить силу и стабильность народа, когда допускает управлять государством другим странам, такая страна очень долго не может вернуть свою стабильность, независимость и экономически становится еще слабее.

Думаю, что с оккупированной территорией будет так, как в свое время с Косово. Я никогда не хотела сравнивать Крым и Косово, но сейчас эта ситуация мне кажется очень похожей: сначала «не дадим», ребята погибают, решений со стороны власти нет, объявление особого статуса данной территории, приезд миротворческих войск.., и наконец - вывод украинских военных из зоны АТО.

- Вы организовали сбор гуманитарной помощи для военных в зоне АТО, а затем лично отвезли необходимые вещи на передовую...

- Я не впервые помогаю украинским военным. На этот раз в начале сентября через социальные сети объявила акцию по сбору средств для приобретения необходимых вещей, а потом начала ее на ООО «Ядзакi». Акция продолжалась до 15 октября, и за это время было собрано более 12 тысяч гривен.

У меня всегда было большое желание поехать в зону АТО. Увидеть все своими глазами, как-то помочь ... Честно говоря, давно вынашивала мысль о том, чтобы поехать в качестве добровольца или по контракту в ВСУ, но сдерживала мысль о детях. Еще живя в Сербии, помогала ребятам, которые находились в зоне АТО, поэтому теперь, живя в Украине, могу делать это чаще и сделать для них больше.

О том, что в первую очередь нужно ребятам, я узнавала от них самих, друзей, которые находятся на востоке, волонтеров и командиров. Сначала собранная сумма казалась мне достаточной, но когда увидела список нужных вещей и сколько это все стоит, было трудно решить, что покупать, а что планировать на следующую поездку. Обычно все вещи и деньги отправляли через службу доставки, думала, что и теперь так будет, но вдруг получила приглашение от начальника тыла «Медведи» (128 бригады) приехать к ним. Это было несказанное счастье для меня.

Мужу и родителям сказала, что еду на базу, которая находится в 200 км от линии фронта. Планы о поездке ежедневно менялись, а вместе с тем мне начали поступать сообщения в фб и на электронную почту: не ехать, помощь передать через почту, не ходить одной. Только тогда я осознала, что поездка в зону АТО - не прогулка или поход в магазин, но меня это не остановило, просто стала более осторожной.

С командиром договорились, что перезвоню, когда буду недалеко от Бахмута. На автомобиле преодолела более 1500 километров. Пока добралась до конечной точки, пришлось пройти немало блок-постов, объяснять, кто я такая, куда иду... Когда добрались до Донецкой области, у меня были смешанные чувства, эмоции, но страха не было. Через некоторое время встретились с командиром за пределами города Бахмут, пересела в военную машину и поехала к месту расположения батальона. Чем дальше ехали, тем меньше гражданских можно было видеть на улицах...

- Что больше всего поразило в зоне АТО?

- Первые впечатления - шок! Болото, холод, тишина, не знаю где я, чего ждать ... Но ребята так тепло встретили меня, что шок быстро прошел, хотела поскорее побывать на позициях и увидеть все. Мне выдали каску и бронежилет, который оказался очень тяжелым, я едва дышала, так что сняла его и оставила в машине.

Ехали через поле, болото, мимо минного поля. Затем авто на голых шинах застряло в болоте, поэтому дальше пришлось идти пешком.

Я была удивлена, увидев, что ребята, большинству из которых едва за тридцать, смеются, шутят ... Показывали, где спят, готовят еду, рассказывали, что им нужно... А метрах в 400 - вражеские позиции. Хотелось больше общаться с ребятами, но почему-то не хватило слов. В голове застряла мысль: почему, для чего и для кого эта война? Думала, но молчала ...

Эти несколько дней в зоне АТО прошли очень быстро. Мы стали как бы одной семьей, и когда пришло время прощаться - я не могла сдержать слез.

Вернувшись домой, я еще несколько дней не могла прийти в себя. И теперь перед глазами ребята, которые мерзнут в палатках и ежеминутно рискуют распрощаться с жизнью. Поэтому решила, что и в дальнейшем постараюсь как можно больше помогать героям. Хочу искренне поблагодарить всех тех, кто поддерживает участников АТО вещами, средствами, действиями. И вместе с тем, грустно констатировать, что все меньше украинцев приобщаются к поддержке военных. Убедилась, что большинство из тех, кто фотографируется в вышиванках, поют украинские песни, маршируют с флагами, об АТО молчат, и ситуация на востоке их не интересует... Кстати, в первой акции сбора вещей для АТО больше всего помощи поступило от сербов и русинов из разных городов Сербии.

- Что в ближайших планах?

- Сейчас закончила акцию сбора помощи для детей, живущих в Покровске на оккупированной территории. Удалось собрать 200 кг одежды, обуви и игрушек, а еще - купила канцтовары и сладости. Планирую лично отвезти подарки в зону.

Что касается личной жизни, то после новогодних праздников вместе с семьей переедем жить в Ужгород. Сейчас я приступаю к работе в общественной организации. А это, надеюсь, даст еще больше возможностей для активизации моей волонтерской деятельности и поддержки участников боевых действий.

Оксана ДУДАШ, Ужгород, фото предоставлено автором
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ